Фальсификаторы с золотыми руками |
Статьи - Интересное |
Несколько десятков лет тому назад один молодой человек во Франции нарисовал марку с портретом генерала де Голля. Недолго думая, он наклеил свое произведение на конверт и опустил его в почтовый ящик. Он попросту хотел подшутить над почтой. Оказалось, однако, что у служащих французской почты отсутствует чувство юмора, потому что они сразу же оповестили полицию. После энергичного расследования молодого человека арестовали (кстати, он был талантливым графиком) и обвинили в изготовлении фальшивых знаков почтовой оплаты. Ему грозило серьезное наказание, и только благодаря способному адвокату и интеллигентному судье дело легкомысленного «творца марок» было прекращено. Уже на этом примере видно, что почтовые ведомства всего мира энергично охраняют себя от подделок. Но, несмотря на суровые приговоры, время от времени в том или ином государстве кто-либо из «любителей» решается на риск производства фальшивых марок «в ущерб почте». Именно «в ущерб почте», так как фальсификаты «в ущерб коллекционерам» появились почти одновременно с возникновением филателии. К сожалению, на земном шаре существуют десятки тысяч фальшивых марок, а связанные с их подделкой аферы зачастую достигали миллионных сумм и нанесли колоссальный ущерб как фирмам, так и отдельным коллекционерам. Иногда подделки марок напоминают подделку картин знаменитых художников. Случалось также, что некоторые марки были так хорошо подделаны, что лучшие эксперты становились жертвами ошибок. Мало того. Бывало так, что марки подделывании с учетом спроса на них со стороны некоторых коллекционеров. В Европе и Америке действовали и, наверное, продолжают действовать банды, специализирующиеся в производстве и продаже фальшивых марок. «Королем» таких подделывателей, настоящим артистом своего дела был когда-то Франсуа Фурнье. В последнее десятилетие XIX века на филателистическом рынке неожиданно появились многочисленные подделки самых старых и одновременно самых ценных марок. Создателем их был некто Л.X. Мерсье, который в 1891 году основал в Швейцарии небольшую типографию и начал легальное производство некоторых фальшивых марок. Стремясь не вступать в конфликт с законом, Мерсье называл свою продукцию «факсимиле» и иногда даже делал такую надпечатку на обратной стороне выпускаемых им марок. Подчеркиваем — иногда, — потому что подавляющая часть его продукции не имела таких надпечаток, и многие тогдашние филателисты приобретали эти марки, не ведая правды, не подозревая, что они заполняют свои коллекции фальшивками. Хотя Мерсье не был знатоком марок и не углублялся в дебри филателии, его типография процветала, и дела шли прекрасно. Причиной был низкий уровень филателистических знаний тогдашних коллекционеров, отсутствие широкой информации о такого рода фальшивках. Впрочем, расчет делался на наивных людей, что вполне оправдалось. Производство типографии Мерсье получило широкий размах после приобретения ее Франсуа Фурнье, человеком безграничной фантазии и необычайной предприимчивости. В отличие от прежнего владельца типографии Фурнье был хорошим знатоком филателии. Он выпускал собственный филателистический журнал, в котором рекламировал свои марки. Он даже выдвинул своеобразную «теорию», оправдывающую их необходимость. В то время были модны альбомы с изображениями марок всех существовавших тогда государств мира. Мечтой каждого филателиста было заполнить все свободные места в альбоме. Основываясь именно на таких амбициях коллекционеров, Фурнье умело их использовал, утверждая в своих статьях, что каждый филателист обязан всеми доступными способами стремиться к заполнению альбома и что помещение в него ненастоящих марок не является постыдным. Наоборот, это здоровое и понятное стремление. Статьи Фурнье вызвали волну протестов, но одновременно раздавались и голоса одобрения. Именно этого он и добивался, поскольку как протесты, так и одобрение способствовали рекламе и успеху фирмы. Следует, таким образом, признать, что это не был обычный подделыватель, а подделыватель с открытым забралом. Он не скрывал характера своей продукции и выпускал ее легально, в соответствии с тогдашним правом. Другое дело, что подделки Фурнье продавались как оригинальные марки там, где это удавалось. На это неоднократно обращали его внимание, подчеркивая, что его подделки покупают только несведущие люди, начинающие филателисты, а настоящие знатоки ими пренебрегают. Фурнье не принимал такой критики, он считал, что она продиктована завистью и отсутствием понимания его творческого труда. И дела его процветали до самого начала первой мировой войны. Фурнье подделывал почти все, что в филателии заслуживало внимания и, разумеется, приносило доход. Он оперировал целой гаммой возможностей, осуществлял полные и частичные подделки, подделывал надпечатки, его перфорационные машины наносили на марки размеры зубцовки, на которые был наибольший спрос на рынке, а поддельные штемпеля на фальшивых марках — он занимался и этим — дополнял и перечень его «способностей». Следует также добавить, что Фурнье всегда заботился о запасах соответствующей бумаги, чтобы быть ко всему готовым, и его подделки стояли на сравнительно высоком уровне по технике исполнения. О том, сколь хорошо Фурнье был подготовлен к осуществлению своего ремесла, может свидетельствовать такой пример: в 1884 году в России была выпущена в обращение серия марок, одним из элементов которых были почтовые рожки, расположенные на марках под орлом — гербом государства. В серии имелись и марки с высоким номиналом — 3, 5 и 7 рублей. Эти марки были редкими уже во времена Фурнье, а теперь они стоят сотни швейцарских франков. Они печатались с водяными знаками, и самой трудной задачей для подделывателя был подбор соответствующего сорта бумаги. Фурнье решил и эту задачу. В 1889 году российская почта изменила рисунок марок. В связи с развитием телеграфа к почтовой эмблеме, т. е. рожкам, были добавлены еще стрелки. Листы 3-, 5 - и 7-рублевых марок имели очень широкие поля. Поэтому для Фурнье было важно достать побольше обрезков полей. Таким путем он получал оригинальную бумагу, на которой мог печатать фальшивые марки. Мало того, на этих марках он печатал фальшивые штемпеля' Война замедлила развитие филателии. Деятельность типографии Фурнье значительно сократилась. В годы войны умер и сам Фурнье. Следующий хозяин типографии, Л. Гиршбергер, уже не смог «расправить крылья». Его типография постепенно приходила в упадок и закрылась в 1927 году одновременно со смертью ее последнего владельца. Новый этап в развитии филателии уже не благоприятствовал производству массовых подделок. Однако смерть Гиршбергера не полностью покончила со знаменитой типографией. Тогда на сцену выступил женевский клуб филателистов, члены которого решили оградить филателистов от потока подделок. Типографию выкупили у наследников Гиршбергера. Это была действительно достойная и ценная инициатива. В ходе осмотра странного «наследства» оказалось, что только до начала первой мировой войны в типографии было напечатано около 4 тысяч различных фальсификатов, размноженных тиражами, размеры которых уже нельзя было определить. Итогом исследований стал выпуск 480 идентичных альбомов с фальшивыми марками Фурнье, их подробный анализ и описание. Альбомы разослали многим экспертам и филателистическим обществам как документацию для выявления описанных фальшивок. Все оставшиеся материалы бывшей типографии Фурнье (матрицы, клише, штемпеля и т. д.) повредили, чтобы их нельзя было больше использовать, и передали в женевский музей. Такова история одной из крупнейших типографий фальшивых марок. |
Читайте: |
---|