В поисках «кукушкиного яйца» |
Статьи - Филателия |
Ученые предполагают, что коллекционирование марок благотворно влияет на психику, успокаивает, способствует реабилитации после тяжелых заболеваний. Насколько справедлива такая версия — судить пока сложно, зато доподлинно известно, что увлечение филателией может приносить неплохой доход. С правилами составления инвестиционной коллекции марок ознакомился D’ Сколько марок было выпущено за всю историю почты, не сможет подсчитать никто. Однако лишь сотая доля их ценится сегодня филателистами. Знак почтовой оплаты только тогда становится коллекционным, когда уже не может использоваться по прямому назначению — для этого он должен быть погашен почтовым штемпелем или изъят из обращения. «В инвестиционную коллекцию обязательно должны входить по настоящему ценные, редкие марки, — предупреждает эксперт отдела фалеристики аукционного дома “Гелос” Сергей Чистяков. — Лишь они способны существенно прибавлять в цене — по 15–20% в год». Инвестиционная стратегия Марки, как и ценные бумаги, условно можно разделить на эшелоны. Существуют «голубые фишки» — экземпляры наиболее дорогие, ценные, которые составляют основу коллекции: их можно и даже нужно держать долго. «Среди российских таковыми являются, например, марки СССР, 1920–1930 годов, так называемого золотого периода отечественной филателии, в Европе это марки немецких и английских колоний», — объясняет коллекционер Георгий Пешков. Любые экземпляры с каталожной стоимостью свыше $10 тыс. смогут сыграть роль таких «голубых фишек» только потому, что их немного. «Посудите сами: раритеты — они на то и раритеты, чтобы славиться своей уникальностью, — говорит коллекционер Константин Мишин. — Лоты стоимостью десятки или сотни тысяч долларов и так-то мало кому по карману, но их еще и найти непросто: мало желающих расстаться с такими сокровищами». Поэтому не стоит забывать и о просто интересных и редких, пусть и не редчайших, экземплярах — из них можно выстроить довольно ценную коллекцию. Например, если собирать марки, погашенные в дни больших исторических событий, — это целое направление в филателии, требующее от коллекционера большого опыта и обширных знаний в области истории почты. Востребованы тематические собрания — «Животные», «Птицы», «Столицы мира», «Праздники» и так далее. Такие марки своего рода «второй эшелон» — их значительно больше на рынке, они требуют меньших вложений, но и покупка их более рискованна, не исключено временное понижение их стоимости. Председатель союза филателистов России Сергей Познахирко полагает, что даже вполне рядовые марки (стоимостью от $1 тыс.) коллекционного уровня могут приносить сегодня инвестору около 5% годовых. Такой материал составляет «конъюнктурную» часть коллекции — покупать его нужно на понижении, а продавать в период роста цены. В разные периоды случаются всплески интереса к тем или иным темам: то появится высокий спрос на немецкие серии периода Второй мировой войны, то необычайно востребованными становятся знаки почтовой оплаты из Китая. Опытные игроки рынка способны прогнозировать такие движения, чувствовать возрастающий интерес еще в самом начале. «Важно помнить, что “проходной”, не самый лучший материал, должен быть в отличной сохранности, — отмечает Сергей Чистяков. — Идеальные зубцы, клей, никаких заломов — это непременные требования к маркам такого рода. Различные изъяны могут себе позволить лишь крайне редкие экземпляры». Не лучший период «Марка СССР 1923 года с изображением самолета Fokker F-III номиналом 5 руб. в 2000 году стоила 6 тыс. руб., сегодня более 30 тыс., а коллекция из 15 марок, на которую восемь лет назад было потрачено около 60 тыс. руб., сегодня стоит более 220 тыс.», — рассказывает один из коллекционеров-инвесторов. О высокой доходности «марочных» вложений говорят и представители аукционных домов и компаний, занимающихся продажей коллекционных марок (можете для примера почитать исследования Stanley Gibbons). Однако на поверку оказывается, что штормит не только на Уолл-стрит. Филателистический рынок стагнирует в течение нескольких последних лет: в США, Великобритании и Канаде прекратило свое существование большое число частных магазинов и небольших фирм, специализирующихся на торговле марками. Закрывая свое дело, владелец продает огромное количество марок по заниженным ценам. В результате доходность от вложений падает. В первом полугодии прошлого года иностранные марки 1951–2005 годов выпуска упали на 4–20%, российские и советские марки в зависимости от даты выпуска — на 1–50% (за исключением отдельных периодов), сильнее всего подешевели марки соцстран (на 60%). Заработать в прошлом году можно было на марках Германии, Англии и английских колоний (до 1940 года), Монголии (до 1940−го), Китая (1955—1970) — они за год поднялись в цене на 2%. И все же столь неутешительная ситуация, по мнению экспертов, подходит к концу: по сравнению с предыдущими годами цены замедлили свое падение, а по отдельным периодам и странам пошли вверх. У современного российского рынка есть и свои внутренние проблемы. «Во-первых, не проводятся аукционы, так как своего по-настоящему интересного материала у нас немного, а покупать его на европейских торгах и продавать здесь с ничтожной прибылью никому неинтересно, — рассказывает Сергей Чистяков. — Во-вторых, рынок излишне каталогизирован: от цен, указанных в ведущих сборниках, никто не желает отступать больше чем на 5–10%, это осложняет процесс обновления рынка, потому что дилеры не работают за такие комиссионные». На этом фоне нередко возникают проблемы с ликвидностью даже интересных и редких лотов: продать их по запрошенной цене не всегда получается. Рынки Европы, США, Австралии динамичнее, материала там больше, часто проводятся открытые торги и аукционы (крупнейшие из них — Feldman, Hermes или Cherry Stone). За динамикой цен пристально следят составители каталогов. В России из-за небольшого количества торгов принято придерживаться указанных в них цен, а вот в Европе и США такая информация воспринимается лишь как справочная. Самым авторитетным каталогом является немецкий Michel, также можно выделить Stanley Gibbons, Yvert, Scott. Они дают полное представление обо всех существующих марках, об их стоимости и динамике цен. Покупать на западных аукционах приглашаются все желающие. Проблемы у россиян могут возникнуть с транспортировкой коллекции через таможню: по российским законам, например, требуется разрешение на вывоз марок старше 50 лет, они считаются антиквариатом вне зависимости от своей стоимости. Но хранить собрание можно и за границей, совершая сделки через дилера или консультанта. Такие специалисты работают за процент от продаж, обычно он не превышает 15%, а если речь идет об очень дорогих лотах, оговаривается фиксированная сумма. Специалисты не просто ищут и приобретают нужные клиенту марки, но и проводят проверку их подлинности и осуществляют при необходимости доставку. Что касается интернет-аукционов (самый популярный — eBay), то на них ежедневно выставляются тысячи позиций. В подавляющем большинстве случаев это «проходной» материал, но многие коллекционеры отмечают, что стоимость, формируемая на открытых интернет-торгах, часто более справедливая, чем в каталогах и на престижных аукционах. Массовые покупатели на том же eBay мечтают купить ценные раритеты за доллар, и поэтому основной спрос здесь на так называемые бокслоты — целые пакеты марок. Среди «мусора» — неликвидных и очень дешевых экземпляров (их 99%) — они надеются отыскать что-нибудь ценное. Ошибка — гарантия прибыли «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», — написал когда-то Владимир Маяковский. Говоря о марках, это крылатое выражение смело можно перефразировать: «Если ошибки делаются, значит, это кому-нибудь нужно». И даже не кому-нибудь, а тысячам филателистов на всей планете. Именно ошибке художника или печатника самые дорогие и известные марки обязаны славой, а владельцы данных экземпляров — миллионными состояниями. Именно за такими «дефектными» марками и гоняется большинство коллекционеров. Ошибки бывают разных видов. Часть из них допускают художники, и случается это довольно часто. Особенно трудно даются живописцам государственные флаги. С ними связан целый ряд неточностей. Например, в 1972−м французское почтовое ведомство выпустило марку с изображением битвы Наполеона Бонапарта за Аркольский мост (итальянская кампания 1796 года). На марке великий полководец держит трехцветный флаг. Однако известно, что такой появился лишь через 16 лет, а в действительности Бонапарт бросился в бой с флагом пехотинского полка. Из-за французского триколора однажды чуть не разгорелся международный скандал. Выпуская марку, посвященную первому полету лайнера «Конкорд», англичане перепутали порядок цветов на флаге дружественного государства. Похожую ошибку однажды допустили и в СССР — на этот раз пострадавшей стороной оказалась Чехословакия: на ее стяге местами нежданно-негаданно поменялись горизонтальные полосы. Случилось это в 1958 году, когда советская почта выпустила серию марок по случаю совещания министров связи социалистических стран в Москве. Ошибку заметили, и почтовое ведомство СССР отозвало «неправильные» марки из обращения, заменив их новыми. Экземпляры, успевшие попасть на конверты и в кляссеры, ценятся сегодня особо. Интересно, что многие государства, не желая допускать «бизнеса» на собственных ошибках, не изымали бракованные серии из обращения, а, напротив, выпускали дополнительные тиражи, чтобы марка не стала редкостью на радость дилерам и коллекционерам. Истории известно много случаев, когда художники, притом довольно известные, допустив ошибку, ненароком делали счастливыми всех филателистов мира на долгие годы вперед. Например, Альфонс Муха, создавая композицию для первых чехословацких марок, случайно изобразил солнце, восходящее над Градчанами (один из старейших районов в Праге) не с той стороны. «Марки с такого рода неточностями довольно часто попадали в обращение — допущенные к печати, они выходили в продажу, и если изымались, то спустя какое-то время, — говорит Георгий Пешков. — Часть успевала остаться на руках. Сложнее дело обстояло с экземплярами, ошибка на которых появилась в процессе печати: обычно их выбраковывали и уничтожали, не допуская на рынок. В продажу они попадали иногда по ошибке, но чаще нелегальным путем». «Печатных» ошибок также существует несколько видов. Одна из самых распространенных — «зеркалка». Стоит перевернуть диапозитив, и получается неправильное изображение. По вине полиграфистов великий немецкий писатель Томас Манн целых 19 лет «носил» пробор на волосах не с той стороны — «зеркалку» напечатали в первую годовщину его смерти. Еще одна распространенная полиграфическая ошибка — «перевертка». Такие можно видеть на многоцветных марках — слои краски наносились по очереди, и иногда листы попадали под второй или третий оттиск «вверх ногами»: некоторые элементы таким образом оказывалась перевернутыми. Самые известные примеры «переверток» родом из США. Это марка, посвященная Всеамериканской выставке — на ней неправильно расположены пароход, самолет и автомобиль, и знаменитая на весь мир «Дженни» — авиапочтовая марка 1918 года с перевернутым самолетом, кварт-блок (лист из четырех марок) которой был куплен в 2005 году почти за $3 млн. В России и СССР тоже печатались двухцветные марки. При этом ошибки встречались довольно часто — бывало даже так, что одна краска вовсе не попадала на лист. На марке 1958 года из серии «Гражданский воздушный флот СССР» пропали сразу две краски, в результате марки вовсе перестали быть годными к оплате почтовыми знаками: не пропечатались надпись «Почта СССР» и номинал. Романтическое название «кукушкино яйцо» получил довольно распространенный вид полиграфической ошибки — когда клише одной марки попадает на лист другой. В 1923 году в СССР на стандартных листах марок с изображениями красноармейца номиналом 100 руб. появился один сектор с 70−рублевой маркой другого цвета. Таких экземпляров вышло немного, так как ошибку быстро заметили и исправили. Самое известное «кукушкино яйцо» — шведская трехскиллинговая марка 1855 года: она должна была быть зеленой, но случайно получилась желтой — «вмешалось» клише от марки достоинством 8 скиллингов. До сих пор обнаружен только один экземпляр желтой трехскиллинговой марки, хранящийся в Почтовом музее, ее стоимость не меньше $2,5 млн. Небрежность печатника определила судьбу всемирно известных «маврикиев» — чрезвычайно редких и очень дорогих марок. «“Маврикий” был напечатан на одноименном острове в 1847 году — вместо надписи Post Paid на ней значится Postoffice, — рассказывает Сергей Чистяков. — Весь тираж был уничтожен, уцелели лишь единичные экземпляры. Сегодня их насчитывается всего 25 штук. Разумеется, на свободный рынок такие редкости не попадают, но оценивается каждая минимум в 600–700 тыс. фунтов. Самый знаменитый из серии — «Голубой Маврикий» хранится в коллекции английской королевы. Попади он на аукцион, торги начались бы минимум с 10 млн фунтов, и неизвестно, насколько бы цена выросла в процессе состязания». |
Читайте: |
---|