Марочное происшествие |
Статьи - Филателия |
27 октября, госпредприятие Posta Moldovei выпустило в обращение новую серию Comemorarea dinastiei Cantemirestilor ( Чествование династии Кантемиров ), посвященную 335-летию со дня рождения Дмитрия Кантемира и 300-летию - Антиоха Кантемира. Posta Moldovei провела презентацию, на которой марки были погашены (проставлена почтовая печать) и стали официальным символом Молдовы. Автор макетов - известный молдавский художник Алексей Колыбняк. Он работал над серией более года и собирал информацию не только в Молдове, но и в России. Серия состоит из марки и блока с одной марки. Господарь Молдовы Дмитрий Кантемир (1693-1710-1711 гг.), который был к тому же просветителем-энциклопедистом, этнографом, географом, историком, языковедом, писателем, философом и общественным деятелем, изображен на блоке стоимостью 3 лея. Его сын - Антиох Кантемир, известный русский писатель и дипломат изображен на почтовой марке номиналом 1,2 леев. Блок с Дмитрием Кантемиром вышел тиражом в 12 тыс. экземпляров. А марка с Антиохом Кантемиром насчитывает 166,8 тыс. экземпляров. Напомним, что пробыв в качестве заложника в Константинополе с 1687 по 1691 год, Дмитрий Кантемир изучил турецкий и персидский языки, благодаря чему занимал впоследствии в Порте высокие должности. Занимался также историей, архитектурой, философией, математикой, составил описания Молдовы и Турции. В 1711 г. - в результате неудачного Прутского похода, предпринятого Петром I совместно с Дмитрием Кантемиром на территории Молдовы против турок, Кантемир вместе с женой и шестью детьми, вынужден был навсегда переселиться в Россию. Младший сын князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен, Антиох родился в Константинополе. По матери он потомок византийских императоров. Антиох стал знаменитым русским сатириком и родоначальником российской словесности (он ввел в русский язык свыше ста слов, в том числе гражданин ). Антиох был послом России во Франции и Великобритании. *Филателисты в Молдове Филателия - одно из самых старых увлечений. Первая марка появилась в мае 1840 г. Бум увлечения марками в Молдове пришелся на советское время: 60-90-ые гг. ХХ века. В начале 60-ых появилась Всесоюзная организация филателистов, филиал которой был и в нашей стране, работало 19 филателистических отделений. Сегодня в республике действуют только два отделения и два специализированных магазина: в Кишиневе и Бэлць, да еще в Тирасполе. Если раньше филателия была чуть ли не массовым увлечением и довольно доступным в финансовом отношении, то сегодня можно насчитать около сотни филателистов. Молодежи среди них от силы пять процентов. А мастеров экстра-класса - человек двадцать, среди которых и старейшина Михаил Матвеев, возглавляющий Союз филателистов Молдовы. Это люди, которые не просто собирают марки, а участвуют в выставках со своими экспонатами. К примеру, Владимир Бабич в октябре этого года на выставке в Черновцах (Украина), посвященной 600-летию города, получил медаль за экспонат, посвященный почтовым отделениям военного периода. В этом году в Бухаресте (Румыния) состоялась всемирная филателистическая выставка EFIRO - к 150-летию первой молдавской марки Cap de bour ( Голова быка ). Таких выставок мирового масштаба две-три в год, утверждает наш собеседник филателист со стажем Сергей Кушнир, который в свое время тоже принимал участие с собственными экспонатами в выставках, посвященных Олимпийским играм. Posta Moldovei отметила юбилей первых молдавских марок Cap de bour , напечатанных в Яссах в 1858 году, выпуском серии марок (две) под этим же названием. По словам Сергея Кушнира, подготовка экспоната - дело довольно трудоемкое и кропотливое. Каждая марка должна работать на концепцию. Каждому предмету: марке, погашенному почтовому конверту или карточке, - необходимо дать краткое пояснение. И специализированные организации необходимы, в первую очередь, для пропаганды филателии и организации выставок. Кроме Союза филателистов, в Молдове действует и Ассоциация филателистов, максимафилистов и картофилистов во главе с Константином Чобану. Марки бывают оригинальные, посвященные какому-либо событию, личности или юбилею (они печатаются относительно небольшим тиражом), и стандартные, которые печатаются раз в пять-семь лет для удовлетворения потребностей почты по оплате тарифа (к примеру, герб Молдовы, тираж которого достигает миллионов экземпляров). Во Франции, например, тираж стандартной марки может доходить и до 100 млн экземпляров. У коллекционеров большим спросом пользуются оригинальные, комеморативные марки. Сергей Кушнир рассказал, что его увлечение марками началось со школьной скамьи, с 11 - 12 лет. В детстве меня больше привлекала спортивная тематика. Как сейчас помню, мой первый марочный экспонат: серия в пять марок по очень дорогой по тем временам цене в 2 руб. 50 коп. Серия была посвящена чемпионату мира по футболу и выпущена одним из Арабских Эмиратов - Рас-аль-Хайма. А еще в день выпуска марки в продажу поступает и конверт со специальным гашением, тиражом 100-500 штук. И называется он конвертом первого дня (FDС - First day cover). Такие конверты тоже коллекционируются. Для квалифицированного филателиста важно, чтобы он прошел через почту по какому-то адресу и на нем были проставлены календарные штемпеля отправки и прибытия. Часто отправляют в двух экземплярах своим знакомым в Германии, Швейцарии и т.д. (один - в подарок, другой - для пересылки назад), так как это тот самый случай, когда гашеная марка ценится дороже, чем чистая. Марки Германии 1945 г. в свое время были напечатаны большими тиражами, но в обращение для пересылки по почте была пущена лишь малая часть, огромные залежи неиспользованных остались на складах. Так вот, это опять тот случай, когда гашеная марка котируется выше чистой . Филателисты постоянно общаются друг с другом, и не только в рамках двух специализированных организаций. В Кишиневе, к примеру, каждое воскресенье они собираются рядом со специализированным магазином в Posta Moldovei : обмениваются марками, узнают, где, у кого можно достать нужный экспонат. Сергей Кушнир таким образом выменял почтовую карточку 1910-ых гг., отправленную из Бессарабии в Германию в адрес каталога Michel с просьбой выслать его. Это целая детективная история, - говорит Сергей, - каким образом эта проштемпелеванная карточка из Германии опять попала в нашу страну - секрет... . *Каталоги марок Самые известные и авторитетные частные мировые каталоги марок - немецкий каталог Michel, французский Yvert, британский Gibbons, американский Scott, говорит Сергей Кушнир. Кроме частных, есть и официальные каталоги почтовых администраций. Независимая Молдова пока напечатала два каталога: с 1991 по 2001 гг. и с 2001 по 2006 гг., тиражом в 2 тыс. экземпляров. Составление каталога - дело непростое, которое предусматривает точную, безошибочную систематизацию, - говорит филателист, который в свое время, будучи работником Posta Moldovei , сам принимал участие в составлении молдавских каталогов. Здесь представлены все выпуски РМ с 23 июня 1991 г. И первая марка посвящена Дню независимости. *Молдавская тематика в советской филателии Сергей Кушнир вспоминает, что в советской филателии печатались марки с молдавской спецификой чаще всего к юбилейным датам: 40-летию, 50-летию, 60-летию МССР. Особое место занимали и исторические личности, памятники. Вот, к примеру, в 1961 г. в серии марок Памятники была напечатана марка с изображением кишиневского памятника Григорию Котовскому. В 1973 г. - марка к юбилею Дмитрия Кантемира. Ну, а одни из самых ранних советских марок с молдавской спецификой - это марка 1935 г. Михаил Фрунзэ , 1944 г. - Сергей Лазо . *Молдавская филателия в контексте Европы Ассоциация публичных операторов почтовой связи PostЕurop (до 1991 г. - CEPT) предлагает ежегодно для европейских стран определенную тематику. Важна сама идея - пропаганда европейской марки и пропаганда единой Европы. Дается общая тема, рассказывает коллекционер. А каждая почтовая администрация решает сама: как ее реализовать, за небольшим исключением. В 2000 г., например, ассоциация PostЕurop провела конкурс на выбор одного-единственного рисунка-марки для всех европейских стран. Победил тогда французский художник Ж.-П. Кузен. В целом же, проект марок ЕВРОПА начал работать с 1956 г. Молдова впервые приняла участие в нем с 1993 г. с марками по тематике Современная живопись (в Молдове вышло две марки: Михай Греку История одной жизни и Игорь Виеру Весенние заботы ) и вот уже 16 лет подряд успешно участвует в нем. В этом году мы выпустили марки по теме Scrisori ( Письма ). Первая марка в историческом аспекте изображает средневекового почтового гонца на лошади, со свитком в руках. Вторая - в современном аспекте, с изображением компьютера, из которого разлетаются сообщения в виде электронных писем. В прошлом году была общая тема 100-летие скаутского движения , и Молдова выпустила две марки с буклетом 100 ani de cercetasie (на одной марке изображены мальчик и девочка, рассматривающие археологические находки, на другой - юные натуралисты). На 2009 г. запланирована тема Астрономия . Уже есть проект, подготовленный Posta Moldovei, с двумя марками. Одна будет посвящена основоположнику астрономии в Бессарабии Николаю Доничу (правнуку баснописца Александра Донича), который родился в 1874 г. в селе Петрикань под Кишиневом. В научных кругах того времени слыл неординарной личностью благодаря исследованиям спектров метеоритов, комет, солнца, а также изучению феномена увеличения тени Земли на поверхности Луны во время солнечных затмений и аномального свечения планеты Сатурн. Он участвовал в многочисленных экспедициях по наблюдению затмений Солнца и Луны в Российской империи, Испании, Суматре, Камбодже, Египте, США. У Кушнира в коллекции около тысячи марок PostЕurop-CEPT. Кроме марок Молдовы, представлены Украина, Россия, Азербайджан, Грузия, Франция, Англия, Нидерланды, Андорра, Лихтенштейн, Монако, Ватикан, острова Мадейра, Джерси, Мэн. Коллекционер отмечает, что, к сожалению, некоторые почтовые администрации не придерживаются правил проекта и начинают эксплуатировать тематику, вместо одной марки выпуская четыре и более. С одной стороны - большая популяризация, с другой - некоторое обесценивание марок. *Эмиссионная политика: важен тариф Чтобы молдавская филателия через полвека не вымерла, госпредприятие Posta Moldovei должно вести здоровую эмиссионную политику, считает Сергей Кушнир. Важен тариф: марки должны выпускаться как можно ближе к реальным тарифам. А в тиражной политике не следует создавать искусственный дефицит марок, от этого выигрывают только дельцы от филателии. Пока Posta Moldovei , в целом, придерживается основных параметров здоровой эмиссионной политики. Что касается количества, то почтовые администрации, марки которых пользуются большим уважением и спросом, практикуют 10-12 выпусков в год. Молдавская почта в прошлом году выпустила 29 марок и два блока (11 выпусков). Для такой страны как Молдова, это вполне достаточное количество, - считает наш собеседник. Примером нездоровой эмиссионной политики являются марки непризнанной ПМР. Тиражи последних выпусков составляют всего 200-500 штук. Почти одновременно с Posta Moldovei они выпустили к 600-летию Бендер (Тигины) пять блоков и четыре малых листа по номинальной цене $42. Кушнир говорит, что в реальности такой комплект продается по спекулятивной цене $190. Ясно, что далеко не каждый коллекционер может приобрести такой материал. Следует отметить, что эти марки для почтовой пересылки применяются только внутри Приднестровья, а для отправки сообщений в другие страны используются исключительно официальные молдавские марки. Сожаление вызывает практика надпечаток . В прошлом году в Молдове были сделаны три надпечатки , две из них на стандартных марках 1993 г. с изображением герба республики. Поясним, была зачеркнута старая цена в три бана и напечатана новая в 25 и 85 банов. В принципе, цивилизованные, развитые почтовые администрации к таким способам обычно не прибегают. Проблема изменения почтовых тарифов имеет давно апробированные решения. Во многих странах (России, Украине, Белоруссии, не говоря о Западной Европе) применяется номинал без конкретного цифрового обозначения. Например, буква А вместо цены. И при большом тираже марки, если через несколько лет меняется ее цена, то это отражается лишь в почтовых документах, а не на самой марке , - говорит Сергей Кушнир. Кроме того, следует постоянно изучать спрос-предложение на марочном рынке. Молдавская почта сейчас разрабатывает систему маркетинга марки для ее продвижения, и с 2009 г. она будет применяться. Да и сейчас для пропаганды марки проводятся презентации выпуска новых серий. Практикуется также совместный с другими странами выпуск. Например, в прошлом году - с Украиной, в этом - с Казахстаном (серия Фауна. Олени ). Справка: За время государственной независимости Молдова выпустила в обращение 654 вида марок, общим тиражом более 244 млн экземпляров. В 2008 г. пущено в обращение 13 выпусков тиражом более 7,59 млн экземпляров. В этом году ожидается еще один выпуск к Рождеству. |
Читайте: |
---|