Конверты первого дня – First Day Covers (FDC) |
Статьи - Филателия |
Собирание конвертов первого дня как отдельное направление оформилось в конце девятнадцатого-начале двадцатого века. До этого коллекционеры каверс старались найти конверт с маркой самой ранней даты использования, поскольку почтовые администрации выпускали марки без всякой программы или объявления, за небольшими исключениями. Разница в один день на штемпеле ранних американских марок может “стоить” несколько тысяч долларов. Для таких марок нет официального первого для использования, а есть EDU – earliest documented use (самое раннее документированное использование). Например, для 5-центовой марки с Покахонтас это 8 мая 1907, и в каталоге она оценена в 15 тысяч долов. Естественно, такие марки проходят сертификацию у специалиста. В 1920 годах большинство почтовых администраций мира стали официально объявлять о выходе новых почтовых марок, и появились специальные штемпеля “конверт первого дня”. В 1923 году американец Джордж Линн придумал cachet (кашЭй), тогда это была просто надпечатка на конверте. Постепенно другие коллекционеры и дилеры начали создавать собственные каше, обычно это картинка или надпись в левой части конверта более подробно рассказывающая о марке или изображающая предмет (личность, животное, явление), которому марка посвящена. Первые конверты первого дня действительно проходили почту (адрес часто надписывался карандашом, чтобы его можно было стереть, так как конверт без адреса больше ценится). Сейчас их просто штемпелят и никуда не отправляют, сохраняя девственную чистоту, а потом продают дилерам или напрямую коллекционерам. Конверт, прошедший почту, и в хорошем состоянии, ценится больше. Помимо официального первого дня гашения объявляется также официальный город гашения. Это обычно одно почтовое отделение, в котором в этот день проходит торжественная церемония выпуска новой марки (особенно если предмет марки важен в политическом или культурном плане). Коллекционеры и работники кашетных компаний выстраиваются в очереди к нескольким почтовым клеркам, которые ставят штампы вручную или пропускают конверты через автоматический штемпелевый механизм. Современные КПД выпускаются огромным тиражом, их общее количество обычно документируется. Так например, в 1990 году, когда СССР и США выпустили совместный выпуск 4 марок с морскими существами, общее количество штемпелей в Балтиморе (Мериленд) и Гранд Рапидс (Мичиган), официальных городах гашения на американской стороне, составило 706047 (семьсот тысяч(!), не знаю, сколько в России, но масштаб, наверное, похожий). Штемпель неофициального города, каким-то образом связанного с предметом марки, может цениться больше, чем популярный официальный штемпель. Марки часто можно купить за неделю до официального гашения и приготовить собственные каше. Сейчас многие компании выпускают каше миллионами (такие FDC многого не стоят). Больше стоят каше, выпущенные малыми выпусками и каше ручной работы, а также технологические ухищрения – со встроенными монетами, с картинкой из шелка и т.п. Можно добавить собственное каше на uncacheted (”чистый”) КПД, но если ваше каше полностью повторяет уже существующий ценный экземпляр – то это подделка, что не есть хорошо. Человек, собирающий отдельную марку на каверс с удовольствием добавит ваше запоздалое творение (т.наз.add-on) к своей коллекции. |
Читайте: |
---|