Коллекционеры:

Ф. Л. Брейтфус

News image

К числу известных российских филателистов  следует отнести Ф. Л. Брейтфуса (1851-1907), жившего в Петербурге, чья коллекция марок считалась третьей в ми...

Главная - Филателия - ПОЧТОВЫЕ СЛУЖБЫ ДРЕВНЕГО МИРА


ПОЧТОВЫЕ СЛУЖБЫ ДРЕВНЕГО МИРА
Статьи - Филателия

почтовые службы древнего мира

Хотя слово почта появилось в древнем Риме только на рубеже нашей эры, для удобства так принято назы­вать различные службы связи, суще­ствовавшие ранее. Это же относится к таким терминам, как почтмейстер , отправка корреспонденции и другим.

Почта в стране пирамид. Известно, что уже при фараонах IV династии (2900 - 2700 гг. до н. э.) в Египте существовала почта с пешими (скороходами) и конными гонцами, курсировавшими по военным дорогам в Ливию, Абиссинию, Аравию. Местное население обязывалось предоставлять гонцам постой. Фараоны в виде особых привилегий освобождали отдельные го­рода от этой повинности. Сведения об этом находят в древних папи­русах. Например, фараон Пиопи (Лепи) II из VI династии, правившей Древним Царством в 2500 - 2400 гг. до н. э., даровал льготы городам Копту и Дашуру: Повелено моим величеством, чтобы ради царя Снофру был освобожден этот город от работ всякого ро­да и повинностей, возложенных в пользу царского дома и двора, . .. чтобы все аренда­торы этого города были свободны от постоя курьеров, идущих по воде или суше, вверх или вниз, на вечные времена...

Служба царских гонцов была тяжелой и опасной. По обычаям того времени гонца, принесшего плохую весть, разгневанный вла­стелин мог казнить. Рассказ об опасностях и невзгодах такой службы сохранился в днев­нике ученого, относящемся ко временам XII династии (2000 - 1788 гг. до н. э.): Когда гонец выходит в чужую страну, за­вещает он имущество свое детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вер­нулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, как скоро должен снова собираться в путь . Автор за­вещает своему сыну: Становись кем хо­чешь, но не гонцом .

Письма чаще всего писали на папи­русе, свертывали в трубку, обвязывали бечевкой и запечатывали глиняной пе­чатью.

Египетские феллахи в Тель-эль-Амарне, где в древности находился Ахета-тон - столица египетского царя Амен­хотепа IV (Эхнатона) (1419 - 1400 до н. э.), нашли в 1887 г. его архив ино­странных дел. Несколько сот глиняных табличек, написанных вавилонской кли­нописью, составляли переписку фараона с царями вавилонского, хеттского, митаннийского и ассирийского государств, а также донесения египетскому царю от подчиненных ему князей сирийских и финикийских городов.

Через 20 лет, в 1906 г., недалеко от Анкары, близ деревни Богазкей экспе­диция профессора Г. Винклера раскопа­ла хеттскую столицу Хаттусас и нашла другой огромный архив (около 15 тыс. глиняных табличек). Среди различных документов здесь хранилось и много писем на хеттском, аккадском и других языках. Письма относились главным образом в XIV— XIII вв. до н. э.

Среди них было найдено знаменитое пись­мо вдовы рано умершего фараона Тутанхамона к царю хеттов Суппилулиуму. Мой муж умер, сына у меня нет, - писала она. - А у тебя, говорят, много сыновей. Если ты дашь мне одного из них, будет он мне мужем. Что же мне, раба, что ли, своего брать в мужья и почитать его? .

На дорогах огромного царства Ахаменидов. Наиболее совершенную для своего времени систему почтовой свя­зи начал создавать персидский царь Кир II Великий (? - 530дон.э.); наивыс­шего уровня она достигла при Дарие I (522 - 486 до и. э.). Чтобы прочнее удерживать в подчинении многочислен­ные народы на громадной территории, нужно было иметь мощную и разви­тую сеть дорог. Персидские дороги не только имели много общего с ассирий­скими военными дорогами, но превос­ходили их, они могут быть названы предшественниками римских дорог. Одна из главных дорог—царская— шла от Сард на эгейском побережье Малой Азии через Армению и Ассирию к югу Двуречья на Сузы. От нее ответвлялись две другие дороги: одна к Тиру и Сидону, другая к границам Бактрии и Ин­дии. Было много и других дорог.

Греческие историки Геродот (484 - 425 до н. э.) и Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) восторгались состоянием дорог и четкостью организации курьерской службы. Геродот, путешествовавший в середине V в. до н. э. по персидскому государству, отме­чал, что дороги дали ему возможность деталь­но познакомиться со страной. На всем протя­жении царской дороги имелись царские го­стиницы с прекрасными жилыми покоями. В различных пунктах стояли войска, обеспе­чивавшие безопасность движения почты, путе­шественников, купцов с товарами. Чтобы покрыть путь от Сард до Суз (около 2300 ки­лометров) , пашему путешественнику, по сло­вам Геродота, требовалось около 90 дней.

Царская почта доставлялась значи­тельно быстрее. Расстояние в 20 кило­метров между станциями-гостиницами разбивалось на парасанги (пять кило­метров), в конце которых располага­лись пикеты курьеров, всегда готовых в путь. Почта передавалась по принци­пу эстафеты: всадник, получив почту, мчал по весь опор к соседнему пикету, передавал пакет другому, мчавшемуся далее. Поэтому огромное расстояние из конца в конец царской дороги государ­ственная почта преодолевала за шесть — восемь дней, пройдя 111 станций.

Эта почта у греков называлась ангарейон , а гонцы ангарой . Персы так умело организовывали передачу вестей, — пишет Ге­родот, — что никто в мире не может прев­зойти их гонцов. . . Ни снег, ни дождь, ни жа­ра, ни темень не задержат посланцев царя Дария, не помешают им с самой большой скоростью промчать выделенный им отре­зок пути. . . Ничто на свете не исполняется так быстро, как приказы, доставляемые его курьерами. . . Геродоту вторит Ксенофонт, который пишет о гонцах Кира Младшего (? — 401 до н. э.): Никто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журав­ли едва поспевают за ними .

Персы впервые ввели и регулярно действующую почтовую связь, которую теперь принято называть военно-полевой почтой. За армией, совершавшей за­воевательный поход, двигалась специ­альная служба, поддерживавшая почто­вую связь со столицей государства. Есть сведения, что особо важные и сроч­ные военные известия и приказы пере­давались от пикета к пикету огневыми сигналами.

Под небом Эллады. Особенности по­литической жизни древней Греции обус­ловили своеобразие ее почтовых связей. Многочисленные мелкие государства, города-государства не поддерживали между собой регулярного почтового со­общения - они в нем попросту не нуж­дались. Если возникала потребность пе­редать важное известие (например, во­енное), то использовали морские суда (для связи с островами и многочислен­ными колониями по берегам Средизем­ного и Черного морей) или гемеродромов - дневных гонцов (при необхо­димости они бежали и ночью). Для пе­редачи известий на близкие расстояния использовали грамматофоров ( письмоносцев ) . Служба тех и других счи­талась ответственной и почетной. Для нее отбирали выносливых и быстрых бегунов, нередко олимпиоников — по­бедителей Олимпийских игр.

История сохранила сведения о Ласфене, гемеродроме из Фив, обгонявшем на длин­ных дистанциях быстроногих коней. Его друг Эфхид совершил подвиг, пожертвовав жизнью, подобно знаменитому марафонскому вестнику. Эфхид пробежал более 200 кило­метров, чтобы доставить священный огонь из Дельфийского храма, когда в храме на афинском Акрополе священный огонь погас по недосмотру жрицы. Эфхид бежал так быстро, что, возвратясь в Афины, скончал­ся от переутомления. Другой известный го­нец Филипп за 24 часа пробежал 225 километ­ров, чтобы передать лакедемонянам просьбу афинян о военной помощи против вторг­шихся персов.

В древнем Риме. На необозримых пространствах древнеримского государ­ства и покоренных Римом стран, от Ближнего Востока до Британии, была создана разветвленная, действующая по четкому регламенту система связи. Поч­та существовала еще во времена респу­блики, но упорядоченная Юлием Цеза­рем (100 — 44 до н. э.), была усовер­шенствована во времена правления Ав­густа (27 до н. э. - 14 н. э.), а высше­го расцвета достигла при императорах Нерве, Траяне, Адриане (96 — 138 н. э.). Отдельные маршруты с общей протя­женностью около 100 000 километров были постепенно объединены в единую систему. Почтовая служба получила наз­вание курсус публикус - обществен­ная почта. Справедливости ради отме­тим, что это название не совсем соответствовало истине: почтой могли поль­зоваться лишь члены императорской семьи, патриции, чиновники, легионеры. Но со временем за определенную плату почта стала обслуживать и более широ­кие слои римских свободных граждан. На расстоянии одного дня пути рас­полагались главные почтовые станции - мансио, где можно было сменить по­возку, возничего, поесть и переноче­вать. Между двумя мансио находилось обычно шесть - восемь промежуточных станций - мутацио, где при необходи­мости меняли лошадей. Почту достав­ляли и пешие послы (курсориус), и конные гонцы (вередарии). Кроме пи­сем перевозились пассажиры и грузы. Для этого использовались повозки стро­го определенных типов (рис. 14, а) — от легких двухколесных, запряженных лошадьми, до тяжелых четырехколес­ных, в которые запрягалось 8-10 лошадей, мулов, ослов или волов. Все было расписано до мельчайших под­робностей: и виды отправлений, и гру­зоподъемность повозок, и категории пассажиров, и служащих, их содержа­ние и т. д.

Этой системе связи мы обязаны и появле­нием слова почта . Особых названий стан­ции не имели. Если нужно было указать станцию, то писали или говорили: станция, находящаяся в пункте N или промежуточ­ная станция, находящаяся в пункте NN . От слова позита - находящаяся - воз­никло со временем слово почта , которое в XIII в. вошло в большинство европейских языков. Многие исследователи считают, что слово почта в средневековой Европе впер­вые употреблено на итальянском языке ( poeste )B 1298 г. в известной книге Марко Поло Путешествие

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Раритеты:

РАРИТЕТЫ БЕРЛИНСКОГО ПОЧТОВОГО МУЗЕЯ

News image

Старейший и крупнейший в мире имперский почтовый музей в Берлине имел перед второй мировой войной ря...

Читать

ТРЕУГОЛКИ МЫСА ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ

News image

Первые марки Мыса Доброй Надежды - мечта любого филателиста. Они были первыми марками Африки и пе...

Читать

ТИФЛИССКАЯ УНИКА

News image

Выпущенная ограниченным тиражом задолго до официального начала почтового обращения марок на территории Российской империи, эта ск...

Читать

Новости:

ПОЧТОВЫЕ НОВОСТИ

News image

В КОНЦЕ июля была выпущена серия из пяти почтовых марок, посвященная популярным породам декоративных собак: чихуахуа, тойтерьеру, карликовому пуделю, французскому бу...

НОВОСТИ ИЗДАТЦЕНТРА МАРКА

News image

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ новинки 2001 г. начались уже 10 января с серии из пяти марок, посвященных различным административным территориям: Республике Дагестан, Кабардино-Балкарии, Ко...

ПОЧТОВЫЙ КОНКУРС: 10 ЛУЧШИХ МАРОК

News image

На рубеже веков Издательско-торговый центр Марка Министерства Российской Федерации по связи и информатизации предлагает всем любителям почтовых миниатюр вы...

Авторизация



Описание марок:

ЮРИЙ ГАГАРИН В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛАТЕЛИИ

News image

У филателистов, собирающих марки по теме Космос , историческому полету Юрия Гагарина посвящен один из...

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ

News image

Запуск первого искусственного спутника, осуществленный в СССР в 1957 году, ознаменовал начало нового направления в фи...

МАРШАЛЫ СССР В ФИЛАТЕЛИИ

News image

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года было введено воинское звание Маршала Со...

РИСУНКИ НА МАРКАХ

News image

За 165 лет рисунки на почтовых марках приобрели огромное разнообразие. Теперь почтовые миниатюры ярко иллюстри­руют об...

Энциклопедия:

Бангкок: редкие марки Британской почты в Сиаме

Тема Бангкока всегда была любима коллекционерами марок Азии и Британских колоний, считалась одной из самых престижных. В последние два десятилетия популярность марок Британской почты в Бангкоке особенно возросла. Эту рубрику мы...