ПОЧТОВЫЕ РЕДКОСТИ |
Статьи - Филателия |
Редкости. Раритеты. Уникаты. Жемчужины. Изюминки. Шедевры. Звезды первой величины, мерцающие, как кажется, на недоступной вышине филателистического небосклона. И прикоснуться-то к ним, тем более овладеть ими, удается, наверное, одному счастливцу из тысячи. Есть научные определения понятия филателистической редкости. Дает его и наш, уже сам ставший большой редкостью, Большой филателистический словарь (М., Радио и связь , 1988). Определение не расходится с толкованиями всех мировых филателистических энциклопедий: По сути, это... очень редкая марка, существующая в небольшом количестве экземпляров. В зависимости от известного количества, раритеты принято делить на группы... . Конкретизируя разговор, отметим: редкость подчинена в мировой филателии условной шкале оценки. Просто редкость - это когда известны от 11 до 25 экземпляров; уникум - один известный экземпляр. С чего начинаются редкости? Готов всерьез утверждать, что иногда... с картинки в твоем букваре. Это когда мальчишкой впервые столкнулся (на картинке ли, наяву ли) с почтовой маркой, загорелся, завел альбом, а лет через двадцать отправился на поиски редкостей. Начинаются редкости подчас и по недосмотру печатника. 19 марта 1879 года в ведомстве по изготовлению государственных бумаг (С.-Петербург), когда завершалось печатание растянувшейся на годы серии новых марок с традиционным российским гербом, запустили в производство темносерую марку с 7-копеечным номиналом. При этом незамеченным попал в печатную машину один, а может быть, и не один, лист другой бумаги с водяным знаком пчелиные соты . Отпечатанные на этой бумаге марки были выпущены в обращение. Любопытный казус. Кто-то приобрел экземпляр такой разновидности со штемпелем гашения Перми, и это дало повод к появлению мифа об изготовлении марок в этом северном городе. В настоящее время судьба двух пермских марок известна. Одна находится в коллекции Збигнева Микульского, знатока русской марки, вторую пока еще можно купить на филателистических аукционах фирмы Cherrystone (Нью-Йорк) за 60 тысяч долларов. Какая-то пермская марка была в свое время приобретена знаменитым русским филателистом Ф.А.Брейтфусом. Не исключено, что именно она впоследствии оказалась в коллекции Фаберже. Во всяком случае часть раритетов Брейтфуса продавалась в сентябре 1998 года на крупном международном аукционе цюрихской фирмы Коринфила в рамках реализации энаменитой коллекции марок Агафона и Карла Фаберже. Общепринятыми редкостями классического периода является целый ряд русских марок конца XIX века. Разновидности некоторых из них, а еще чаще - интересные особенности выпусков минувшего века, включая марки земской почты и марки советского периода, сполна соответствуют строгим критериям мировой шкалы филателистических ценностей. Руководствуясь ими, составители современных красочных альбомов Редкие марки мира включают в свои реестры наши отечественные почтовые миниатюры. Появляются русские редкости и в периодически издаваемых, например, аукционной фирмой Хартес (Англия) указателях Rare stamps of the world . Через несколько лет после появления первой русской почтовой марки, в 1866 году, при печатании марок третьего выпуска с неизменным рисунком, российским гербом, проскочила (впервые!) любопытная разновидность. Часть выпущенных марок номиналом в 3 копейки оказалась с перевернутой сердцевиной - гербом. Впоследствии ей суждено было стать, по оценке немецкого каталога Михель , самой дорогой маркой Российской империи. Не будем утруждать себя гаданиями по поводу несовершенств технологий тогдашней типографии, но и в последующие годы подобные казусы с перевернутым центром случались не раз: в 1884 году (марка номиналом в 14 копеек), в 1890 году (14 копеек, 3 рубля 50 копеек, 7 рублей), в 1904 году (15 и 25 копеек). В разряд редкостей относят и такие разновидности, как полное отсутствие центра или перевернутая подпечатка. Особенно же редким выпуском ознаменовался год 1884. Изданные тогда две марки отличали, на первый взгляд, лишь впервые введенные почтой высокие номиналы - 3 рубля 50 копеек и 7 рублей. Но издатели каталогов заметили другое: марку достоинством 3 рубля отпечатали в Петербурге на разной бумаге. У основной части тиража - бумага с вертикальными линиями, у небольшого количества - с горизонтальными линиями. Марка из небольшого тиража, как признанная редкость, и была удостоена в каталогах самой высокой котировки. Правда, без ложки дегтя не обошлось. Вот один пример. В изданной в 1925 году в Ленинграде книжке Филателист. Руководство по общему коллекционированию знаков почтовой оплаты утверждалось: К числу фальшивых марок относятся марки с рисунком образца 1884 г. в 3 р. 50 к. и в 7 р., но напечатанные на простой бумаге с водяными знаками, расположенными поперек марки. , то есть - с горизонтальными линиями. И все-таки самой большой удачей считались случаи приобретения марок с перевернутой центральной частью. В период золотого века российской филателии самым известным коллекционером считали Филиппа Феррари (1848-1917), итальянского графа, живущего в Париже. Так вот, в его коллекции, состоящей из редкостей, видное место занимал раздел российских марок с большим числом весьма редких экземпляров. И среди них, предмет гордости, марки с перевернутым центром, о которых речь шла выше. Вообще-то следует со всей ответственностью сказать, что глаза на истинные ценности российских марок - и нам, и зарубежью - раскрывают не какие-то мудрые аналитики, а практические результаты крупных международных аукционов. Ведь и поныне все, что касается наших редкостей, окутано туманом. В статье о ранних выпусках марок России Збигнев Микульский, признанный авторитет в этой области, писал недавно: Можем ли мы сравнивать эти марки с легендарными и весьма дорогими раритетами, выпускавшимися на малых островах бывшей Британской империи, или с марками других стран, на которых имеются достаточно противоречивые ошибки в цвете и которые продолжают искусственно рекламировать и превозносить в качестве самых дорогих объектов для филателистических коллекций? Так что когда мы сравниваем эти раритеты с редчайшими марками из царской России, которые в течение 80 лет после революции были практически недоступны для российских же коллекционеров, спонсоров и дилеров, то нам совсем нетрудно предсказать, что их ждет возрождение и большое будущее . Украшением многих аукционов на протяжении более чем 90-летнего блуждания по филателистическим торгам стала так называемая тифлисская марка . Она вписала несколько ярких страниц в историю филателистического бизнеса. Этот выпуск тифлисской городской почты, появившийся 20 июня 1857 года, опередил на полгода издание в России общегосударственных почтовых марок. Самая именитая и самая редкая отечественная марка из Тифлиса признана одной из редчайших в мировой филателии. Выполненная тиснением на желтовато-белой бумаге без перфорации, она печаталась не листами, а полосками по пять штук. В настоящее время известны лишь три экземпляра. Разбираться в извилистых путях ценообразования, которое, по идее, служит отражением степени редкости почтовой марки, непросто. Если графически изобразить цепочку владельцев известных экземпляров, разумеется, с учетом предлагавшихся ими котировок, то получится не относительно прямая линия, а ломаная кривая. Известно, что уже на первых порах тифлисская марка превысила цену марки России №1, причем в три раза. Скупивший три экземпляра тифлиса Агафон Фаберже, сын известного ювелира Карла Фаберже, показал их на довоенной международной выставке в Вене, где его экспонат стал мировой сенсацией. И уже в 1940 году он с большой выгодой продал все экземпляры на аукционе Хармера в Лондоне. На этих торгах один экземпляр достался крупному специалисту в области русской филателии Стайбу, а на аукционе фирмы Зигель в Нью-Йорке в 1971 году другой экземпляр ушел за 7250 долларов. Оказавшись вначале в коллекции Нормана Эпштейна, тифлисская марка в 1985 году обрела на аукционе Хармера в Нью-Йорке нового владельца. Теперь уже за 9000 долларов (при стартровой цене в 7500). Этим экземпляром пополнил свое собрание Збигнев Микульский, вскоре сконцентрировавший в своих руках все три экземпляра! Заметим, однако, что между конъюнктурой и реальной стоимостью любого раритета мало общего. В 1966 году в каталоге Ивер тифлисский выпуск оценивался всего в 80 тысяч франков, то есть около 15 тысяч долларов. Лукавили составители! Ведь уже в 1971 году за марку выкладывали, как отмечалось, 7250 долларов. Затем в 1985 году за нее давали 9000 долларов. И совсем недавно появилась информация, что пару экземпляров марки Микульский продал за хорошенькую сумму - полмиллиона долларов! Да, о многом говорит эта цепочка купли-продажи... Но, в конце концов, это ведь естественное явление - блуждание раритетов по мировым прилавкам филателистических аукционов, переход их от одного владельца к другому, сопровождаемый неизбежной эволюцией цен. Однако отойдем от классики и переведем разговор в русло современной филателии. Разумеется, среди марок, выпущенных в нашей стране, нет подобных тифлисской унике . Но и XX век не обделил современника редкостями, жемчужинами, изюминками, о которых мечтают многие. У выставочных центров около таких марок особенно многолюдно, а желающих поохотиться за подобными экземплярами на зарубежных аукционах становится все больше среди москвичей, петербуржцев и т.п. Интересные предложения не редки на торгах таких аукционных фирм, как Коринфила (Цюрих), Хайнрих Келер (Берлин-Висбаден) и ряда фирм Англии и США. На одном из недавних аукционов основанной в 1913 году немецкой фирмы, называемой пионером германских аукционов, наша отечественная почта была представлена 180 лотами. Среди изюминок - марка 1923 года с надпечаткой пятиконечной звезды и аббревиатуры РСФСР и новым номиналом 20 рублей на 15-копеечном выпуске дореволюционной России (с гербом). Марка беззубцовая, с длинным нижним полем. Редкостный по сохранности экземпляр сопровождался фотоаттестатом З. Микульского. Стартовая цена - 900 марок. Исключительный интерес вызвал авиапочтовый раздел аукциона, который увенчали пять марок так называемой консульской почты , в том числе знаменитый консульский полтинник . История выпуска не лишена своей интриги. После установления дипломатических отношений с Германией в 1922 году посольство Российской Федерации в Берлине решило употребить сохранившиеся остатки дореволюционных марок консульской пошлины на важное дело. По спецзаказу быстро надпечатали на них красной краской текст: Воздушная почта РСФСР и новые номиналы в рейхсмарках. Серия состояла из пяти выпусков разных достоинств. Но экземпляров самого высокого, 50-копеечного номинала, предназначенных для надпечатки 1200 германских марок не хватило. Теперь эти экземпляры - консульские полтинники , успевшие обрасти легендами, известны в нашей стране всего в 7-8 экземплярах. А аукционный экземпляр прекрасной сохранности (и вновь с заверкой Микульского) был выставлен на торги со стартовой ценой 8000 марок. Точку в этой истории можно поставить, упомянув одну из сенсаций Всероссийской филателистической выстаки Россия-2001. Экспонат москвича Игоря Михайловича Горского РСФСР, 1918-1923 гг. запомнился великолепной разработкой марок консульской авиапочты. Чего стоит раскладка по пяти типам консульского полтинника ! Впервые в нашей стране показан раритет всемирного значения. Видимо, закономерно, что откровения ждут нас чаще всего среди марок авиапочты. Здесь лидеры - выпуски 1930-х годов, посвященные дирижаблям. Так, к визиту германского дирижабля Граф Цепелин в Москву (1930) была приурочена серия из двух крупноформатных марок. Здесь большой редкостью стал беззубцовый вариант. В 2001 году на 52-м аукционе парижской фирмы Франсуа Фельдмана, нередко посещаемой гостями из России, была продана беззубцовая серия, оцененная в 12 000 франков. |
Читайте: |
---|