Местные марки |
Статьи - Детали и нюансы филателии |
Это название охватывает все марки, выпускаемые местными официальными почтовыми ведомствами или частными фирмами для оплаты почтовых отправлений на определенной территории. В некоторых случаях различные экспедиционные конторы и местные почтовые учреждения заменяли сеть государственных почтовых учреждений, в других — лишь дополняли ее. Марки этого вида встречаются во многих государствах, например в Германии, в странах Скандинавии, в России, Англии, Швейцарии, Франции. Имелись они и в Польше. Зная, что их издавали отдельные фирмы и что это неоднократно приводило к выпуску многих неоправданных и чисто спекулятивных марок, не все каталоги учитывают эти эмиссии. В то же время они встречаются в специализированных каталогах. Многие местные марки имеют характер полуофициальных или неофициальных виньеток. Далеко не все филателисты помещают их в свои коллекции, что, конечно, совсем не значит, что они не имеют ценности. Было время, когда местные марки даже бойкотировались, особенно в девяностых годах прошлого века. Однако в последнее время они начинают пользоваться признанием. История и обстоятельства появления многих местных марок очень интересны и могут быть необычайно ценным дополнением истории почтовой связи в отдельных государствах. Кроме того, и сейчас, несмотря на государственную монополию, в, некоторых странах действуют частные экспедиционные конторы, выпускающие марки местного значения и использующие их для оплаты отправлений. Трудно сказать с абсолютной уверенностью, когда и в каком государстве появились первые местные марки. Немало их было уже в шестидесятых годах XIX века в Германии, так как немецкие законы не предусматривали почтовой монополии государства в городах (а лишь при перевозке почты на дальние расстояния). Только 1 апреля 1900 года многочисленные частные городские почты были переданы германской государственной почте. В России местные марки встречаются уже в пятидесятые годы прошлого века. Прежде всего речь идет о марке городской почты в Тифлисе (теперь Тбилиси) 1857 года — одной из редчайших марок в мире. Последующие русские местные марки, так называемые марки земств, относятся к наиболее интересным и ценным филателистическим материалам. Их появлению предшествовали многочисленные социально-политические реформы в Российской империи. Период царствования Николая I был очень трудным для России. Царь-самодержец стремился укрепить свою власть полицейскими методами. И поскольку сопротивление общественности против деспотизма росло, царь Александр II, наследник Николая I, был вынужден пойти на некоторые уступки. Одним из таких шагов было создание (в соответствии с указом от 1 января 1864 года) местного самоуправления — земств — в губерниях и уездах европейской части России. В состав земских управ входили представители помещиков и богатого мещанства; в их компетенции были вопросы экономики, просвещения, медицины и т. п. на территории данного земства. Земства должны были также организовать почту в тех районах, где отсутствовала государственная почтовая сеть. Местности, где действовала земская почта, были, как правило, лишены железных и даже обыкновенных дорог. Часто жителям приходилось добираться до отдаленных городов, чтобы воспользоваться услугами почты. Таким образом, земская почта стала продолжением и дополнением почты государственной, Выполняя свои местные задачи, эта почта одновременно доставляла адресатам корреспонденцию из государственных почтовых контор. Для сбора платы за услуги отдельные земства выпускали собственные почтовые марки. Следует заметить, что это совершенно полноценные марки, выпускавшиеся с согласия и по договоренности с государственными властями. До последнего времени во многих специализированных каталогах и статьях, посвященных этим маркам, утверждалось, что первые марки земской почты были выпущены в 1865 году земством в Шлиссельбурге, затем в Боровичах и Верхнеднепровске, в 1867 году в Мелитополе, Херсоне и других местах. Однако последние исследования показали ошибочность этих данных. Оказалось, что первые земские марки появились 1 декабря 1866 года в Верхнеднепровске. Всего было создано 345 земских почтовых контор, 162 из которых выпускали свои марки, находившиеся в обращении в 1866 — 1918 годах. Некоторые земские почты не выпускали марок, а почту доставляли бесплатно или взимали плату наличными. Следует отметить, что право эмиссии марок имели исключительно уездные земские управы. Эти марки имели хождение только на территории данного земства, более того, они должны были четко отличаться от общегосударственных почтовых марок. Благодаря этому для марок земств характерны самые разные рисунки, цвета и формы. Кроме марок, некоторые земства выпускали также почтовые карточки (например. Псковское земство) и конверты со штемпелем, заменяющим марку, в качестве подтверждения почтовой оплаты. В некоторых земствах (например, в Торопецком) такие конверты были единственным средством оплаты писем. Расцвет деятельности земских почт относится к семидесятым годам прошлого века. Развитие сети государственных почтовых учреждений в России привело к ограничению деятельности земств, однако их почты зачастую продолжали выпуск марок как для того, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность, так и в силу установившейся традиции. Несмотря на передачу земствам некоторых прав, царское самодержавие всеми способами старалось ограничить их деятельность и влияние. Дело дошло до того, что со временем царское правительство взяло в свои руки печатание земских марок в государственной типографии ценных бумаг. Начиная с 1884 гола эти марки выпускались по пяти обязательным образцам государственной типографии, из которых отдельные земства могли выбрать себе определенный образец марки. В результате они стали отличаться одна от другой только названиями земств. За образцы были приняты ранее изготовленные марки для земств Островского, Бахмутского, Петрозаводского, Ардатовского и Арзамасского уездов. Существует 2427 различных земских марок, не считая, разумеется, около 3 тысяч их разновидностей. Марки земств давали большие возможности для комплектования специализированных коллекций и на рубеже XIX и XX веков стали любимым объектом собирательства не только в России, но и за границей. Богатая литература и многочисленные каталоги (например, фирмы «Херрик» в Нью-Йорке, «Гиббонс» в Лондоне, «Любкерт» в Вене и многие другие) — доказательство их популярности. В ранних каталогах, например Грея (1875 г.), Пэмбертона (1878 г.) и Скотта (1896 г.), о них также подробно рассказывается. Интересно вспомнить, что своей популярностью первые марки земств обязаны прежде всего польскому филателисту. Дело в том, что первую работу, посвященную этим маркам, написал пионер польской филателии Самуаль Копровский. Его книга «Марки земской почты в России» была издана на французском языке в 1875 году в Брюсселе Моэнсом. В наше время интерес к земским маркам уменьшился. Это объясняется тем, что достать эти классические теперь марки очень трудно. ... В 1971 году исполнилось 100 лет со времени возникновения первого в мире революционного рабочего правительства — Парижской Коммуны. За короткий период своего существования (18 марта — 28 мая 1871 года), окруженная со всех сторон врагами, Коммуна смогла провести радикальные социальные реформы, положив начало новому этапу политической борьбы пролетариата. История парижских коммунаров широко известна, но мало кто знает, что Парижская Коммуна оставила прочный след в филателии. Организуя в необычайно трудных условиях новую администрацию и учреждения общественного характера. Коммуна не обошла и сети почтовой связи. Очевидец и историк Парижской Коммуны Лиссагаре писал: «Директор почты, гравер Тейс, увидел, что вся работа почты дезорганизована, почтовые конторы закрыты, марки спрятаны или расхищены, материалы, штемпеля, кареты украдены, и кассы, разумеется, пусты... Тейс действовал энергично. Почтовые конторы были открыты, и в течение сорока восьми часов в Париже были восстановлены прием и доставка писем. Ловкие гонцы доходили даже до Сен-Дени и на расстояние до 10 миль вокруг, чтобы там бросить в почтовые ящики письма, адресованные в провинцию. Что касается доставки писем в Париж, то она зависела от частной инициативы: были организованы соответствующие частные агентства». Именно благодаря этой инициативе коммунаров появились единственные в своем роде марки местной почты. В статье «Почта Парижской Коммуны» польский коллекционер Александр Рошковский писал: «После прихода к власти коммунаров некоторое время мешки с почтой, адресованной в провинцию, принимала почтовая контора «версальцев» в Ско, но позднее дирекция почты в Версале отказалась сотрудничать с почтовым управлением Парижа, в результате чего почтовая связь Парижа с остальной Францией и с заграницей полностью прекратилась. Тогда почтовое управление коммунаров стало высылать в различные местности вокруг Парижа доверенных лиц, которые опускали там в почтовые ящики письма, отправленные из Парижа. В этих случаях письма не были проштемпелеваны парижским штемпелем, чтобы не вызывать подозрений «версальцев». Однако это не решало задачи полностью, поскольку отправления из других мест, адресованные в Париж, скапливались в почтовых конторах «версальцев» и не отправлялись далее. Проблему помогли решить организованные в разных районах Парижа частные агентства, которые за плату доставляли письма в ближайшие почтовые отделения «версальцев», в Сен-Дени или Венсенн, а письма, полученные филиалами этих агентств в указанных местностях, — в почтовые отделения коммунаров в Париже. Таким образом, эти агентства стали посредниками между двумя почтовыми администрациями враждующих сторон. Их деятельность проходила с молчаливого согласия обеих сторон, а позднее была официально признана коммунарами. В распоряжении, изданном 26 апреля 1871 года, ясно указывалось, что агентства будут взимать, кроме почтового сбора, оплаченного марками государственной почты, также дополнительную мзду в свою пользу за доставку писем в Париж или из Парижа. В результате каждое письмо, адресованное вне столицы и доставленное в агентство, было франкировано государственными марками, а также дополнительно оплачивалось (за услуги агентства) наличными или в виде наклеиваемых марок или специальных наклеек». Сам директор почты коммунаров Альбер Тейс вспоминал уже после падения Коммуны: «В каком-то ящике мы нашли 10-сантимовые почтовые марки. Камелина, назначенный директором монетного двора, обратился к нам за матрицами и материалами и начал печатать марки; он запроектировал также новый образец, не выпущенный, впрочем, в обращение. Штемпель почтового управления с датой проставлялся только на письмах, адресованных внутри Парижа. На письма же, высылавшиеся с помощью наших контрабандистов в провинцию, наклеивавшись лишь марки, благодаря чему они ничем не отличались от других отправлений. Когда Версаль узнал об этой хитрости, он решил внести изменения в зубцовку своих марок. В Париже ответили на это посылкой самых важных писем без марок с покупкой их затем в Сен-Дени или Версале. Это уменьшало наши доходы, но обеспечивало доставку писем. Однако, если работа почты по отправке писем еще продолжалась, то бюро поступающей почты фактически не действовало. Отправления из провинции скапливались в Версале. Несколько дельцов организовали агентство, через которое за высокую плату можно было получать письма, отысканные в Версале. Они буквально обирали людей, но мы ничем не могли их заменить, и приходилось закрывать глаза на их деятельность. Мы удовлетворились небольшим обложением их доходов, взимая с каждого письма сбор за местную доставку, причем они не имели права повысить первоначально назначенные цены». Таким образом, происхождение марок периода Парижской Коммуны связано с деятельностью многочисленных частных почтовых агентств, услугами которых вынуждены были пользоваться коммунары. Среди них особого внимания заслуживает почтовое агентство «Лорен», которое в соответствии с договоренностью с почтовыми властями Коммуны и по утвержденным ими проектам выпустило совместно с филателистической фирмой «Мори» шесть марок. На них был изображен старый герб Парижа, парусник, фрагмент крепостных стен города и имелась надпись: «В него бьют волны, но он не тонет». Кроме того, на марках проставлялись литеры «LM» (первые буквы фамилий указанных предпринимателей). Три марки были предназначены для оплаты отправлений, посылаемых из Парижа, а именно: марка номиналом 5 сантимов зеленого цвета имела надпись «Imprime» («Печать») и служила для оплаты печатных изданий; марка в 10 сантимов лилового цвета с надписью «Lettre» («Письмо») предназначалась для оплаты писем и в 50 сантимов красного цвета с надписью «Chargement» («Заказное») — для заказной корреспонденции. Известны также марки-виньетки, выпущенные в 1874 году в Вене по случаю возвращения участников австрийской полярной экспедиции 1872 — 1873 гг., которые открыли неизвестную землю, названную Землей Франца-Иосифа в честь тогдашнего императора Австро-Венгрии. Упомянем еще виньетки, штемпеля и конверты, посвященные американским полярным экспедициям 1894 — 1896 гг. и 1901 — 1905 гг. на Землю Франца-Иосифа, и наклейки в честь французской полярной экспедиции на Шпицберген в 1907 году. В этот период повышенного интереса к Арктике наряду с местными марками Шпицбергена появились местные марки частных судоходных компаний, перевозивших почту со Шпицбергена на норвежский берег. Их инициатором был отставной капитан дальнего плавания Вильгельм Баде. Первая из них появилась в 1897 году и изображала лыжника с собакой; вверху была надпись: «Арктическая почта», а внизу: «Кар. W. Bade» («Кап. В. Баде»). В четырех углах находилось указание номинала — 10 (эре). Эти марки фиолетово-золотистого цвета печатались тиражом в одну тысячу экземпляров. Последующие марки капитана появились в 1898 году. Здесь главным мотивом была чайка на льдине; в верху марки и в углах указана стоимость — 10 (эре), внизу имелась надпись: «Полярная почта». Эти марки голубого цвета печатались также тиражом в тысячу экземпляров. Капитан Баде выпустил и неофициальные почтовые карточки с видами Шпицбергена, на которые наклеивались его марки. Кроме того, на судах, перевозивших пассажиров и почту, применялись специальные штемпеля. Отправления, снабженные такими марками) после доставки их в ближайшее почтовое отделение франкировались официальными марками. Все эти факты подсказывают, что местные марки Шпицбергена и марки капитана Баде следует считать предшественницами официальных марок полярной почты. Первая официальная марка для полярной почты появилась только в 1908 году в Новой Зеландии. Она была напечатана в память об антарктической экспедиции Шеклтона. Для этого была использована новозеландская марка 1900 года стоимостью 1 цент, на которой была сделана надпечатка: King Edward VII Land («Земля короля Эдуарда VII.). Следует отметить, что полярная почта является предметом многих современных тематических коллекций. Польша также принимает активное участие во многих полярных экспедициях. Например, в рамках Международного геофизического года (1957 — 1958 гг.) польская научная экспедиция направилась на Шпицберген и оставила после себя важные почтовые документы. Экспедиция запаслась норвежскими марками, которыми оплачивалась пересылка писем в Польшу. Разумеется, о какой-либо регулярной отправке почты не могло быть и речи. Приходилось ждать счастливого случая. Такой случай представился в сентябре 1957 года, когда от Шпицбергена отходил польский траулер «Балтика», взявший с собой почту. Было выслано около 150 писем, адресованных главным образом членам семей участников экспедиции. Эти письма были оплачены норвежскими марками, погашенными печатью без даты с надписью -«Шпицберген, Польская экспедиция МГГ. 1957 — 1958 гг.». На печати был изображен белый медведь и земной шар. Другая печать проставлялась на конверте: «Польская экспедиция на Шпицберген Международного геофизического года, 1957 — 1958, Шпицберген — Хорнсунн, 77°N — 15°33'Е». Имелась и третья печать такого же содержания, но на английском языке. Она использовалась для служебной переписки с норвежскими властями. Разумеется, печати польской экспедиции выполняли почтовую роль — роль штемпелей — только в отношении корреспонденции, не проходившей через норвежские почтовые учреждения. Почта, которую привез в порт Гдыня траулер «Балтика», частично была передана на почту в Гдыне, а частично направлена прямо в Польскую Академию наук в Варшаве. Подобные печати использовались польскими научными экспедициями во время последующих поездок в 1959 — 1960 гг. С давней местной полярной почтой тесно связана «собачья почта». Впрочем, собачьи упряжки и поныне, несмотря на развитие техники, служат средством транспорта на бескрайних ледяных просторах Арктики. Одна из таких местных «собачьих почт» возникла в начале XX века и со временем стала использовать необычные и уникальные ныне специальные марки для оплаты почтовых отправлений. Она действовала между приграничной местностью Дайеа в Канаде и небольшим портом на Аляске — Скагуэй, откуда доставленная почта пересылалась далее. Организатором и владельцем этой оригинальной почты был постоянный житель Дайеа — Мак-Грили. Именно ему в конце 1907 года какой-то торговец предложил использовать марки, заказанные и доставленные из Сан-Франциско. Были отпечатаны марки одного номинала — 25 центов. На них изображена собачья упряжка на фоне торосов, вверху была надпись: Mс Greely's Express («Экспресс Мак-Грили»), внизу — Dyea — Skaguay («Дайеа — Скагузй»), а в верхних углах — цифра 25. Эти марки Мак-Грили использовал только в первые месяцы 1908 года, так как уже в апреле канадские власти организовали в тех районах государственную почтовую сеть. Английские местные марки восходят к шестидесятым годам XIX века. Как пишут английские историки и теоретики филателии братья Леон и Морис Уильямс, некто Роберт Брайдон организовал в свое время в Англии компанию по доставке почтовых отправлений во многие местности и выпускал собственные марки. В семидесятые годы собственные марки выпускали также известные английские университеты в Оксфорде и Кембридже. Этими марками оплачивали письма, высылаемые и доставляемые специальными университетскими курьерами. Несомненно, университеты конкурировали с государственной почтой, что привело в конце концов к вмешательству официальных властей) запретивших эту деятельность. Иной характер носила лондонская частная компания Court Bureau , являвшаяся своего рода воскресным почтовым посредником и действовавшая с разрешения официальных почтовых властей. Ее деятельность ограничивалась сбором по воскресеньям почтовых отправлений в лондонских клубах и отелях и доставкой их в ближайшие почтовые отделения, Марки-наклейки компании, подтверждающие получение платы за эти специальные услуги, имели право фигурировать на письмах наряду с марками официальной почтовой оплаты. Таким образом, их можно считать полуофициальными наклейками. Сегодня письма с такими наклейками — большая редкость. Много споров вызывают другие эмиссии — так называемые местные марки, выпускавшиеся на британских территориях. Речь идет прежде всего о марках островков Ланди и Херм. Островки эти представляют собой небольшие клочки суши, расположенные в проливе Ла-Манш, почти не заселенные; время от времени они становятся местами отдыха и объектами туризма, И так как постоянных жителей здесь немного, на островах нет государственных почтовых учреждений, а отправления доставляются судами до ближайших почтовых отделений в Англии. С согласия официальных почтовых властей арендаторы и владельцы земли на островах выпускают для оплаты почтовых услуг собственные марки, а вернее сказать, наклейки или виньетки. Последнее обозначение более точно соответствует их характеру. На острове Ланди первые марки этого типа появились в 1929 году, а на Херме — в 1949 году. Однако английская почта требует, чтобы эти виньетки как оплату за провоз писем наклеивали на обратной стороне конвертов. Такой метод наклейки виньеток должен указывать на их неофициальный характер. И все было бы в порядке, то есть их можно было бы считать неофициальными местными марками, если бы они отвечали действительным потребностям. Но владельцам островков, а одновременно пансионатов и развлекательных заведений на их территории пришла в голову «гениальная» идея — выпускать различные тематические марки как приманку для филателистов. Разумеется, в этом им помогли ловкие агенты и некоторые английские филателистические фирмы. Например, когда стали модны марки с надписью Europa (1961 г.), были подготовлены специальные выпуски и даже блоки для этих островков! К этому начинанию впоследствии присоединились и другие острова, расположенные в проливе (например, Сарк и Джесоу). В результате появилось множество чисто спекулятивных эмиссий для наивных филателистов. Их выпускали на любой вкус. Следует твердо помнить, что это — частные наклейки, не имеющие ничего общего с филателией, а включение их в коллекции свидетельствует лишь о неосведомленности коллекционеров и дисквалифицирует их собрания. Впрочем, наиболее серьезные филателистические фирмы объявили бойкот этим псевдомаркам. Утешительно и то, что и филателисты вскоре «остыли» к «маркам» этого рода. Однако следует упомянуть несколько марок, заслуживающих внимания. Их называют, кстати, и все каталоги. Так, в годы второй мировой войны многие островки в проливе Ла-Манш были оккупированы гитлеровцами, в частности остров Гернси (прославленный когда-то Виктором Гюго в романе «Труженики моря») и остров Джерси. Немногочисленное население этих островов не могло оказать сопротивления оккупантам. И все же... Вскоре после захвата островов в 1940 году немецкое военное командование приказало снабдить на острове Джерси все оставшиеся в обращении английские марки специальной надпечаткой. Эта надпечатка, представлявшая собой свастику и надпись Jersey 1940 («Джерси 1940»), была сделана на некоторых марках 1937 — 1940 гг. с изображением портрета короля Георга VI или королевы Виктории и Георга VI (последние были выпущены по случаю 100-летия английской почтовой марки). Разумеется, надпечатка размещалась на марках таким образом, что она закрывала изображение короля. Английские почтовые чиновники, которые — о чудо! — в течение почти пятилетней оккупации островов не были заменены немецким персоналом, отказались пустить эти марки в обращение. Столь же удивительной была реакция немцев, которые изъяли марки и... сожгли их (нужно думать, что немцы хотели как-то привлечь на свою сторону некоторые слои населения). Поэтому немногочисленные сохранившиеся экземпляры этих марок являются теперь большой редкостью. Какое-то время на островах Джерси и Гернси использовались оставшиеся английские марки, которые в целях экономии разрезались по диагонали на две части. Со временем кончились и они. Тогда со ссылкой на право выпуска собственных марок, издавна предоставленное этим островам, были выпущены новые марки. Благодаря этому в 1941 году на Гернси появились три марки, изображавшие трех львов, очень похожих на британского льва! Такие же две марки появились и на Джерси, причем на них виднелись маленькие, казалось бы, ничего не значащие буквы. Так, на марках стоимостью полпенса имелись литеры ААВВ, являвшиеся начальными буквами английского выражения Atrocious Adolf — Bloody Benito («Жестокий Адольф — кровавый Бенито»), а на однопенсовых марках — АААА, или сокращение латинского выражения Ad avernum Adolf atrox («В ад жестокого Адольфа»). В 1943 году на острове Джерси была выпущена еще одна серия, состоявшая из шести марок. На марке этой серии стоимостью 3 пенса были размещены буквы GR , означавшие George Rex («Король Георг»), что указывало на правившего тогда в Англии короля. Вот каким образом жители островов выразили свой протест против оккупантов. Можно добавить, что с октября 1969 года на островах Джерси и Гернси возобновила работу отдельная почта. С этой целью для обоих островов были выпущены новые серии марок. Почту этих островов во Всемирном почтовом союзе представляет Англия. Кстати, на марках Гернси стоимостью 1 пенс и 1 шиллинг 6 пенсов с изображением карты острова ошибочно .обозначена географическая широта, на которой он расположен (40°30'вместо 49°30'). Лишь в январе 1970 года почта Гернси вновь выпустила обе марки с правильными цифрами. История местных марок знает также отельные марки. Они использовались в Швейцарии во второй половине XIX века. Эти марки имели частный характер и служили в качестве дополнительной платы за доставку писем из отдаленных горных отелей в почтовые отделения. Они использовались для удобства клиентов. С развитием почтовой сети, а также канатных дорог отельные марки стали излишними. Швейцарская почта запретила печатать их 28 августа 1883 года. Некоторые такие марки или виньетки на оригинальных письмах теперь очень редки. В Швейцарии издан специальный каталог отельных марок. Первые из них появились в 1864 году на курорте Риги-Кальтбад, Известны также марки гостиниц «Бельальп», «Монт Проза» и многих других. Подобные марки встречаются в Венгрии и Австрии. Но не только туристы и гости шикарных гостиниц могли пользоваться услугами частной почты. Она встречается и в труднодоступных районах, где бродили золотоискатели; например, в последнее десятилетие XIX века на Огненной Земле у берегов Южной Америки «действовала» частная почта Джулио Поппера. Этот человек, мелкий торговец, оказывал почтовые услуги золотоискателям — брал письма и доставлял их на суда, шедшие в порты Чили и Аргентины. За эту услугу он взимал скромную плату в 10 сентаво, а со временем заказал марки, которые наклеивал на письма. Разумеется, в момент доставки писем в почтовые конторы они франкировались чилийскими или аргентинскими марками. Такие письма со смешанным франкированием теперь необычайно редки. Известна и частная конная почтовая линия «Пони экспресс», история которой могла бы послужить сценарием ковбойского фильма. Трасса этой линии, соединявшей Сент-Джозеф в штате Миссури со столицей Калифорнии Сакраменто, составляла более 3 тысяч километров и была полна различных опасностей, так как проходила через пустоши американского Дикого Запада, часто через местности, принадлежавшие индейцам. Всадники-почтальоны, несмотря на трудные условия, должны были проезжать это расстояние за несколько дней, верные своему девизу: почта должна дойти! Организацию этой почты в каком-то смысле можно сравнить с почтовой службой Чингиз-хана на территориях монгольской империи, простиравшейся от Тихого океана до Черного моря. В 1861 году фирма, управлявшая этой линией, выпустила для оплаты отправлений две марки стоимостью 2 и 4 доллара с изображением скачущего галопом всадника. Теперь они ценятся очень высоко. В 1940 и 1960 гг. почта США отметила 80-летие и 100-летие «Пони экспресс» выпуском памятных марок. Перечислять различные местные марки можно очень долго. Все их даже трудно вспомнить. В качестве примера приведем еще «штрейкбрехерские» марки. Они выпускались во Франции городскими торговыми палатами для оплаты спешных коммерческих писем во время забастовок почтовых служащих. Известны французские марки, выпущенные с этой целью в 1909, 1953 и 1957 гг. Такие же марки появились в Англии в первые месяцы 1971 года во время многонедельной забастовки работников почты (18 января — 9 марта). Английские почтовые власти были вынуждены отказаться временно от почтовой монополии, и доставкой отправлений занялись многочисленные частные фирмы. Многие из них выпустили различные марки-наклейки. Однако здесь не обошлось без крупных афер, потому что и во время забастовки и после ее окончания эти наклейки предлагались филателистам по весьма завышенным ценам. Особенную активность развили некоторые фирмы, и среди них — поспешно основанная «Лондонская компания редких марок» ( London Rare Stamp Company of England ), которая не только предлагала «штрейкбрехерские» марки, но и, видимо, организовала их массовый выпуск для наивных коллекционеров. К местным маркам можно отнести и марки велосипедной почты, которыми, как показывает само название, оплачивалась корреспонденция, доставлявшаяся велосипедистами (например, линия велосипедной почты, действовавшая между Лихтенштейном и Швейцарией в 191 и году; в Италии — между Венецией и другими городами в 1945 году). В Польше местные марки мы встречаем впервые в 1915 —1918 гг. в таких городах, как Любомль, Отвоцк, Пшедбоже, Сосновец, Заверце, Жарки и Варшава. Их появление связано с событиями первой мировой войны. Авторы IV тома «Польских почтовых знаков» пишут: «После захвата Королевства Польского австро-германскими войсками в 1915 году в каждом уезде было открыто одно почтовое отделение. Поскольку оккупационные власти не имели персонала для доставки корреспонденции адресатам, все отправления пересылались в соответствующие уездные отделения оккупационной почты, откуда они доставлялись адресатам в пределах городов магистратами, а в гминах — старостами». С этой целью некоторые магистраты создали городские почтовые конторы, занимавшиеся сбором и доставкой отправлений как в пределах города (а зачастую и пригородных гмин), так и доставкой их в отдаленные почтовые конторы оккупационной почты. Эти конторы взимали за пересылку почты определенные сборы. Штампы городской почты, а кое-где марки подтверждали размер полученной оплаты. Однако, за исключением Варшавы, оккупационные власти почти нигде не разрешали выпустить городские почтовые марки, а в областях, оккупированных немцами, было прямо запрещено выпускать марки или использовать их в случае выпуска, как это было, например, в Сосковце и Заверце. Эти марки — знаки доплаты за доставку отправлений, присланных оккупационной почтой, то есть марки оплаты за локальную доставку в пределах одной местности, были весьма характерны для почтовых условий того времени. Исследования показали, что большинство из них представляет собой спекулятивные эмиссии, не оправданные действительными потребностями почтового обращения. Особенно показательны в этом смысле марки Пшедбожа и Жарки, а также вообще не поступившие в обращение марки Любомля — своего рода курьез в истории польской филателии. В то же время особого внимания как с точки зрения происхождения, так и по характеру заслуживают марки, выпущенные в 1915 году Гражданским комитетом города Варшавы. К редким местным выпускам относятся марки «Еврейской общественной взаимопомощи» в пользу «зимней помощи», изданные в 1941 году в ченстоховском гетто, и столь же редки выпущенные в 1944 году марки, применявшиеся для оплаты корреспонденции на территории гетто в Лодзи. |
Читайте: |
---|