Новоделы |
Статьи - Детали и нюансы филателии |
Новоделами мы называем повторно выпущенные почтовые марки, печатание которых в свое время было прекращено или которые были изъяты из обращения. Для того чтобы избежать возможных недоразумений, следует иметь в виду, что существует разница между повторным новым выпуском (повторение всего или части тиража) определенных марок и новоделами. Она заключается в том, что новоделы выпускаются, как правило, тогда, когда их «образцы» уже не имеют хождения, а повторные новые выпуски марок приходятся на время их действия. Разумеется, и здесь есть исключения. Новоделы печатаются с сохранившихся старых печатных форм или с новых, но изготовленных на основе оригинальных клише. В филателистической литературе новоделам уделено немало внимания, причем о них высказываются самые противоречивые мнения. В принципе новодел должен по возможности во всем соответствовать оригиналу, то есть иметь тот же сорт бумаги, тот же цвет и т. д. В действительности дело выглядит иначе. Новоделы можно сравнительно легко отличить от первоначальных марок. Зачастую это зависит от другого сорта бумаги, иных оттенков цвета, иногда от иного зубцевания или другого клея и т. д. Новоделы, отпечатанные с использованием новой типографской формы, основанной на оригинальном клише, принято называть «посредственными (косвенными) новоделами». Так поступает и Эдвин Мюллер, австрийский теоретик филателии, в своей книге «Основные понятия науки о почтовых знаках», добавляя, что все новоделы, выпущенные в цветах, отличных от оригинальных, являются «фантастическими новоделами». Различают новоделы, официально выпущенные почтовыми властями (как правило, они более ценны) и неофициальные новоделы, выпущенные частными лицами или фирмами. Следует подчеркнуть, что новоделы обычно издаются для филателистов, интересующихся старыми эмиссиями, для учреждений, например для почтовых музеев, пополняющих таким образом пробелы в своих коллекциях, и даже для частных лиц. Однако бывало и так, что новоделы пускались и в обращение (например, в прошлом веке в Индии). Если принять за основную причину появления новоделов спрос на старые и уже недоступные марки, то можно сказать, что многочисленные почтовые администрации в значительной мере способствовали их выпускам. А стимулы к этому оказались почти «благородными». Так, в семидесятых годах прошлого века почтовые администрации некоторых государств занялись комплектованием коллекций всех появившихся в мире марок. Для этого отдельные почтовые администрации обращались к другим странам с просьбой дать недостающие марки. Однако оказалось, что просьбы дружественных государств не всегда можно удовлетворить: многие почтовые управления не имели старых, давнишних выпусков. В этой ситуации представители некоторых почтовых ведомств решили возобновить старые выпуски. Так и стали делать, но, печатая вновь старые марки, почтовые администрации не информировали) что это новоделы. Обнаружилось это много позже, в частности, благодаря исследованиям филателистов. Зачастую новоделы дарились не только иностранным почтовым ведомствам, но и частным лицам. Так поступали, например, в 1862 году в Финляндии и Франции, а затем в нескольких других государствах, в том числе в Португалии, Англии, Австрии, Пруссии и некоторых немецких княжествах. К первым неофициальным эмиссиям такого рода следует отнести новоделы, выпущенные А. Хасси, владельцем частной почты в Нью-Йорке. Зная о спросе среди филателистов на некоторые марки и почувствовав возможность наживы, Хасси в 1861 году выпустил новоделы старых и уже неходовых марок своей частной почты, а также новоделы почтмейстерских марок Нью-Йорка 1845 года. Один из первых известных официальных новоделов относится к 1862 году, когда швейцарская почта напечатала повторно свою первую марку 1843 года для сына французского императора Наполеона III. Другим известным новоделом является так называемый «королевский новодел» первой английской марки, выпущенный в 1864 году по просьбе английского двора. Но этот новодел не был отпечатан с оригинальной типографской формы, поскольку она не сохранилась. Его печатали с типографской формы марок выпуска 1841 года, употребив черную краску и имитировав таким образом «черный пенни». Поэтому в литературе его часто и совершенно заслуженно называют не новоделом, а имитацией первой английской марки, Следует подчеркнуть, что слишком активное иногда производство новоделов не принесло славы их создателям и способствовало «захламлению» филателистического рынка и коллекций ненужными выпусками. Известную роль сыграли здесь, например, бельгийская почта в шестидесятых годах прошлого века, австрийская и французская почты, а в США в тридцатые годы нашего века — главный почтмейстер, который постоянно печатал новоделы редких и старинных марок Соединенных Штатов для своих друзей и знакомых. Издание новоделов нередко способствовало различным злоупотреблениям. Классическим примером может служить Франция, где в 1887 году с согласия тогдашнего министра почт М. Гранэ были выпущены новоделы ранних французских марок, чтобы восполнить пробелы в государственной коллекции. Возникла крупная афера, подробно описанная в свое время на страницах филателистической печати. Новоделы печатались с новых матриц, так как старые не сохранились. Через несколько лет на письмах были замечены марки, которых не было в обращении; их признали фальшивыми. Министр Гранэ поручил начать следствие, в ходе которого было установлено, что эти якобы фальшивые марки печатал человек, имевший доступ к матрицам. Господин министр явно забыл, что он сам официально дал письменное распоряжение о выпуске марок. В ходе судебного разбирательства обвиняемый наборщик представил суду это распоряжение, что, разумеется, вызвало растерянность заинтересованных лиц. Дело было прекращено, а забывчивый министр навсегда вошел в историю филателии, поскольку эти новоделы стали называть «новоделами Гранэ». Много новоделов встречается среди марок немецких княжеств. Их выпуску уже в XIX веке способствовал огромный спрос коллекционеров на первые эмиссии отдельных княжеств. Дело дошло до того, что известный нам бельгийский торговец Моэнс купил оригинальные матрицы марок Бергедорфа 1861 года и в течение нескольких лет сам выпускал новоделы. Разумеется, они стоили недорого. Особого внимания заслуживают новоделы Гельголанда, печатавшиеся массовыми тиражами для филателистических фирм. Многие из них появлялись сразу с проставленными штемпелями, что указывает на их чисто коммерческий характер. Все каталоги предостерегают любителей марок от таких «гашений». |
Читайте: |
---|