Коллекционеры:

ALFRED H. CASPARY (1877–1955)

News image

Альфред Каспари собрал одну из величайших коллекций в истории филателии. Она состояла из классических марок XIX-го века. По возможности Каспари ст...

Главная - Химическая проверка и чистка марок - СВОЙСТВА ТИПОГРАФСКИХ КРАСОК


СВОЙСТВА ТИПОГРАФСКИХ КРАСОК
Литература - Химическая проверка и чистка марок

Для печатания марок применяют много различных сортов красок: среди них встречаются краски, быстро реагирующие на воду, бензол, кислоты, щелочи и т. п. Поэтому необходимо познакомиться со свойствами кра­сок для того, чтобы в результате неправильного при­менения химических средств при проверке и чистке ма­рок не нанести им вред.

Типографские краски делятся на неорганические и органические.

Н е о р г а н и ч е с к и е   к р а с к и :

а)     земляные краски (умбра, мел, охра, сиена и др.) в настоящее время почти не применяются;

б)    природные  минеральные  краски, например,  хро­мовая или кадмиевая желтая, цинковые белила и т. д.;

в)    искусственные минеральные краски, которые вы­рабатываются из свинцовых солей, хромово-кислого натрия, сернистого железа и т. д.

О р г а н и ч е с к и е    к р а с к и :

а)     природные растительные краски,    как-то   лакмус или индиго, редко применяются ввиду их растворимости в воде, бензине и т. д.;

б)    краски, сырьем для  которых    служит    каменно­-угольная смола; к ним относятся (и анилиновые краски;

в)     черные краски, вырабатываемые из сажи, полу­ченной путем сжигания каменноугольного дегтя или при­родного газа;

г)     цветные лаки, полученные сложными методами из органических веществ.

Чаще всего для печатания марок применяются крас­ки, изготовляемые из смол, и искусственные минераль­ные.

Наибольшей стойкостью обладает черная краска. Краски, предназначенные для печатания гравюр на стали или меди, весьма устойчивы против воды, бензина и даже слабых кислот. Напротив, краски офсетные и для глубокой печати легко стираются, а в воде, бензине и других жидкостях растворяются. При этом они чувстви­тельны к свету.

Краски состоят не только из красителей, но содержат также и присадки, которые обеспечивают их необ­ходимые свойства. К ним относятся олифы, различные масла, клеи, задачей которых является связывание крас­ки с бумагой, предохранение краски от влияния света, влага, кислот, растворителей и т. д. Следовательно, от состава краски зависят ее стойкость и красящие свой­ства. Насколько важное значение для филателии имеет применение красок правильно подобранного состава, мы можем видеть на нескольких примерах: так, некоторые прусские марки оранжево-желтого цвета под воздейст­вием света утрачивают свой первоначальный цвет и по­степенно становятся серыми или даже черными. Гам­бургская марка в 11/4 шиллинга 1864 г., первоначально напечатанная фиолетово-сиреневой краской, к настояще­му времени в большинстве случаев встречается синего, фиолетового, серо-зеленого и даже серого цвета; швей­царская марка оранжевого цвета с изображением Гель­веции часто меняет свой цвет на красно-коричневый. Фон баварских марок с изображением Леопольда дол­жен быть цветным, т. к. эти марки напечатаны на цветной бумаге, однако краска фона под воздействием света в большинстве случаев исчезает, так что бумага стано­вится белой.

Наши типографии для классификации красок приме­няют следующие градации:

а)    краски основные ... желтая, красная, голубая;

б)    краски вторичные (смешанные) ... оранжевая, зе­леная, фиолетовая;

в)    краски    третичные     (смешанные)    ...   оливковая, красно-коричневая и т. д.

Красящие свойства одной и той же краски не всег­да одинаковы. Они зависят также от сорта и окраски бу­маги. Различные результаты получаются на бумаге шер­шавой или гладкой, белой или желтоватой, обычной или мелованной и т. д. Это необходимо иметь ввиду при оп­ределении оттенков цвета.

Выше мы уже упомянули, что многие краски чувст­вительны к жидкостям. В основном это органические краски. Коллекционер не ошибется, если будет считать все краски (за исключением применяемых для печатания гравюр) восприимчивыми к жидкости и во время своих химических экспериментов будет обращаться сни­ми с наивысшей осторожностью.

Известно, что существует множество факторов, влия­ние которых может доставить нам хлопоты не только при хранении, но и при экспонировании или пересылке ма­рок. Каждому коллекционеру по собственному опыту из­вестны марки с резкими отличиями цвета, вызванными, скажем, слишком интенсивным освещением. Об этом не должны забывать также организаторы выставок.

Такие отличия или полное изменение цвета можно вызывать и искусственно химическим путем. Пока речь идет об экспериментах в целях обучения или развлече­ния, - все это можно считать вполне нормальным. Ио мы знаем, что существует множество подозрительных «разновидностей» по цвету, которые были изготовлены химическим путем во вред филателии. Поэтому не будем останавливаться на том, как можно добиться таких изменений химическим путем, а лишь приведем таблицу химически возможных изменений цветов и некоторые примеры, которые могут послужить филателистам предупреждением.

Какие цвета могут быть изменены химическим путем и что может быть получено в результате этого?

ЗЕЛЕНЫЙ                                                   на коричневый, желтый, синий, фиолетовый и серый;

КАРМИНОВЫЙ                                        на    коричневый,     оранжевый, желтый, серый и розовый;

КИРПИЧНЫЙ                                           на  коричневый,  желтый,  розовый, оранжевый, зеленый и се­рый;

СИНИЙ                                                      на   коричневый, желтый, зеленый, фиолетовый и черный;

УЛЬТРАМАРИНОВЫЙ                           на коричневый, серый и синий;

ФИОЛЕТОВЫЙ                                        на розовый, желтый, зеленый, синий и серый.

Какие «чудеса» можно творить химическим путем, по­казывает небольшой перечень подделок    редких марок:

Исходная   марка:

Изменена химическим путем на марку:

Австрия, голубой Меркурий тип I

Желтый Меркурий, тип I

Австрия, 1858 г., 1 крейцер, газетная марка, синяя

Ломбардия 1858/9 гг., 1 крейцер, газетная марка, черная

Баден, 1851  г., 9 крейцеров, розовая

1851 г., 9 крейцеров, синезеленая (ошибка в цвете, возникшая при печата­нии)

Ганновер, 1851 г., 1 зильбергрош, черная на серо-зеленом

1 зильбергрош,    1851  г., черная   на серо-коричневом

Люксембург, 1891 г., 20 сантимов, оранжевая

1891 г., 20 сантимов, темно-коричневая (ошибка в цвете при печатании)

Румыния, 1879 г., 5 бани, зеленая

1876 г., 5 бани, синяя (ошибка в цвете при печатании).

Такой список можно было бы продолжить и дальше, включив в него целый ряд фальсификатов менее редких марок. Так, например, дешевая русская марка в 45 р. черно-серого цвета выпуска 1922 г. была изменена хи­мическим путем на значительно более редкую марку в 45 р. черно-зеленого цвета.

В настоящее время в нашем распоряжении имеется достаточно средств, с помощью которых можно устано­вить химические подделки, несмотря на большие затруд­нения при установлении истины. Во всяком случае все подделки, полученные химическим путем, в конце концов, оказываются разоблаченными. В этом нам помогают не только химические средства, но и контрольная ультрафи­олетовая лампа, которая безжалостно вскрывает нее из­менения, которые произошли с краской. Некоторые ред­кие исключения не могут служить опровержением этого правила.

Разоблачить подделки, изготовленные химическим путем, можно и любительскими средствами. Ведь не всегда есть время и возможность отнести марку к экс­перту. Большинство подделок почти всегда несет на се­бе хотя бы незначительные следы проделанных с ними манипуляций, которые при соответствующей осторожнос­ти и опыте могут быть вскрыты простейшими средства­ми.

Первым видом проверки, которому во всех случаях подвергается подозрительная марка, является проверка оптическая. Если тщательно обследовать бумагу марки через сильное увеличительное стекло при ярком осве­щении, падающим под углом, то мы увидим, что в уг­лублениях бумаги остались мельчайшие частицы перво­начальной краски, которая была растворена или изме­нена химическим путем. Эти мельчайшие частицы краски часто придают бумаге вид окрашенной. Если мы устано­вим такие признаки, то речь, как правило, идет о под­делке.

Но предположим, что первая проверка оказалась от­рицательной. В этом случае следует сравнить бумагу марки с бумагой другой марки той же серии или с дру­гим экземпляром такой же марки. Бумага марок, под­вергнутых химической обработке, в большинстве случа­ев утрачивает свои первоначальные свойства, становится менее эластичной, а иногда и ломкой. В общем, ее со­стояние становится противоположным тому, какое полу­чается, например, при излишне продолжительном «ку­пании» марки, а результате чего она «лохматится».

Если и таким путем не удается подтвердить, что име­ет место химическое воздействие, можно привести хими­ческое испытание. Успех такого испытания зависит как от состояния марки, так и от продолжительности време­ни, прошедшего после ее химического изменения. Но, во всяком случае, чаще всего проверка приносит успех. Если речь идет об изменении цвета с помощью кислот, то про­верка производится лакмусом, а если мы имеем перед собой марку с краской, измененной щелочными вещест­вами, то проверка производится фенолфталеином.

Учитывая, что на первый взгляд бывает трудно уста­новить, с помощью каких веществ была изменена крас­ка, следует поочередно использовать оба метода провер­ки, при этом начинать надо с фенолфталеина, т. к. он бесцветен, не угрожает порчей марке, а работа с ним очень проста: если мы положим кристаллик фенолфтале­ина на обратную сторону умеренно увлажненной марки, в отношении которой мы подозреваем, что ее цвет был изменен с помощью щелочных средств, то в случае спра­ведливости нашего подозрения фенолфталеин через ко­роткое время окрасится в красный или розовый цвет. Если такая проверка окажется безрезультатной, то про­делаем еще опыт с помощью лакмуса: на обратную сто­рону слегка увлажненной марки нанесем заостренной спичкой минимальное количество лакмуса. Если краска марки была изменена с помощью кислотных веществ, то цвет лакмуса из синего превратится в красный. В слу­чае необходимости вместо лакмусового раствора можно применять и лакмусовую бумагу, которую следует при­жать к марке с помощью спички; но в этом случае ув­лажнение марки должно быть более интенсивным.

Если же оба метода проверки не дали результата, а подозрение на то, что марка была подвергнута хими­ческой обработке, осталось, то остается поручить про­верку эксперту, который проведет ее под контрольной ультрафиолетовой лампой.

Следует упомянуть, что существует возможность воз­вратить химически измененным маркам их первоначаль­ный цвет. Однако реализация этого выходит за рамки возможностей филателиста-любителя.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Раритеты:

РАРИТЕТЫ БЕРЛИНСКОГО ПОЧТОВОГО МУЗЕЯ

News image

Старейший и крупнейший в мире имперский почтовый музей в Берлине имел перед второй мировой войной ря...

Читать

ТРЕУГОЛКИ МЫСА ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ

News image

Первые марки Мыса Доброй Надежды - мечта любого филателиста. Они были первыми марками Африки и пе...

Читать

ТИФЛИССКАЯ УНИКА

News image

Выпущенная ограниченным тиражом задолго до официального начала почтового обращения марок на территории Российской империи, эта ск...

Читать

Новости:

ПОЧТОВЫЕ НОВОСТИ

News image

В КОНЦЕ июля была выпущена серия из пяти почтовых марок, посвященная популярным породам декоративных собак: чихуахуа, тойтерьеру, карликовому пуделю, французскому бу...

НОВОСТИ ИЗДАТЦЕНТРА МАРКА

News image

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ новинки 2001 г. начались уже 10 января с серии из пяти марок, посвященных различным административным территориям: Республике Дагестан, Кабардино-Балкарии, Ко...

ПОЧТОВЫЙ КОНКУРС: 10 ЛУЧШИХ МАРОК

News image

На рубеже веков Издательско-торговый центр Марка Министерства Российской Федерации по связи и информатизации предлагает всем любителям почтовых миниатюр вы...

Авторизация



Описание марок:

ЮРИЙ ГАГАРИН В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛАТЕЛИИ

News image

У филателистов, собирающих марки по теме Космос , историческому полету Юрия Гагарина посвящен один из...

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ

News image

Запуск первого искусственного спутника, осуществленный в СССР в 1957 году, ознаменовал начало нового направления в фи...

МАРШАЛЫ СССР В ФИЛАТЕЛИИ

News image

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года было введено воинское звание Маршала Со...

РИСУНКИ НА МАРКАХ

News image

За 165 лет рисунки на почтовых марках приобрели огромное разнообразие. Теперь почтовые миниатюры ярко иллюстри­руют об...

Энциклопедия:

Королевское филателистическое общество, Лондон

Королевское филателистическое общество в Лондоне является старейшим в мире филателистическим обществом. Оно было основано в 1869 как Филателистическое общество, Лондон. Свой королевский титул оно получило от короля Эдуарда VI...