Коллекционеры:

ФИЛИПП ФЕРРАРИ

News image

Филипп Феррари был одним из величайших коллекционеров всех времен. Его коллекция была крупнейшей в мире и включала все известные на то...

Главная - Химическая проверка и чистка марок - УДАЛЕНИЕ ЖИРНЫХ ПЯТЕН ОТ ХИМИЧЕСКИ ВРЕДНЫХ НАКЛЕЕК


УДАЛЕНИЕ ЖИРНЫХ ПЯТЕН ОТ ХИМИЧЕСКИ ВРЕДНЫХ НАКЛЕЕК
Литература - Химическая проверка и чистка марок

В наше время никто не станет наклеивать марки в коллекцию гуммиарабиком или мучным клейстером, и в то же время случилось так, что тысячи коллекционеров «попались» на крикливую рекламу безответственного торговца, «изобретение» которого, к сожалению, нанес­ло филателии столько вреда: во время второй мировой войны на наш рынок была завезена заграничная новин­ка, так называемая «вечная наклейка». Реклама в спе­циальных журналах утверждала, что речь идет об изо­бретении незасыхающего клея, абсолютно безвредного и особенно пригодного для наклеивания негашеных ма­рок. Его пригодность была якобы подтверждена неод­нократными проверками ведущих химиков. Наклейки можно было применять, не нарушая оригинального клея марок.

Реклама была правдивой лишь частично. Действи­тельно, наклейку можно было удалить без особого труда, но на клеевой стороне марки оставался от наклейки не­большой след патентованного клея, который с течением времени превращался в жирное пятно и проникал на ли­цевую сторону марки, образуя светлое «окошко». Жерт­вами такой безответственности стали десятки тысяч кол­лекционеров и была повреждена масса редких марок.

Анализ клея показал, что при его производстве ис­пользовались жирные материалы, которые хотя и обес­печивали его незасыхаемость, но не были достаточно связаны в клее и в результате этого проникали в бумагу. Устранение следов этого «изобретения» дело трудное, т. к. жир «вечных наклеек» очень стоек и по прошествии стольких лет лишь незначительно реагирует на обыч­ные растворители, которые мы можем применять, имея ввиду необходимость сохранения красок самой марки. Приходится с течением времени прибегать к более силь­нодействующим растворителям, каковыми являются эфир, ацетон или тетрахлор, истые растворители, вмес­те с тем возрастает и опасность повреждения краски на марках. Марочный клей от этих чистящих средств не портится.

По этим причинам правильный выбор растворителя затруднен. Необходимо пользоваться таким растворите­лем, который соответствует свойствам бумаги и красок, интенсивности загрязнения и его размерам. Пока нет возможности с полной гарантией установить, какое сред­ство в данном случае является наиболее подходящим и безвредным для марки. Правильно ориентироваться при решении этого вопроса помогает накопленный опыт. Из практики известно, что если мы имеем дело с одноцвет­ными марками, то лучше всего подходят:

для черной краски                           — ацетон или эфир. Учитывая, что черные краски отлича­ются стойкостью, можно пользоваться и радикальны­ми растворителями;

для коричневой краски                   — бензол. Можно использо­вать и ацетон, но «купание» должно быть очень кратким и производиться с величай­шей осторожностью, т. к. ацетон легко растворяет коричневую краску;

для красной краски                          — бензин или бензол. Ацетон может применяться лишь в исключительных случаях, да и то лишь короткое вре­мя, т. к. он растворяет крас­ную краску;

для оранжевой краски                     — эфир или ацетон. Оба средства могут применяться лишь очень короткое время, иначе они нарушат краску. Оранжевая краска особенно чувствительна к бензину, который быстро ее растворяет;

для желтой краски                           — бензин или бензол. Ацетон, эфир и тетрахлористые растворители разлагают краску, ввиду чего их ис­пользование не допускает­ся. Продолжительное воз­действие бензина также вредно. Необходима осто­рожность и при пользовании бензолом;

для синей краски                               — бензин или эфир. Марки, напечатанные способом металлографии, выдерживают также бензол и тетрахлористые растворители;

для зеленой краски                          — бензин. Эфир и тетрахлористые растворители раство­ряют желтые частицы краски, а ацетон уничтожает зе­леную краску;

для фиолетовой краски                   — бензин или бензол, но очень осторожно, при слабом мас­ляном пятне можно на очень короткое время воспользоваться ацетоном. Тетрахлористые растворители и эфир в данном случае как чистящее средство не под­ходят, т. к. они разлагают фиолетовую краску.

Таков краткий перечень рекомендаций, вытекающих из накопленного опыта, однако он не обязательно дол­жен оказаться справедливым для всех случаев. По этой причине необходимо, чтобы все попытки устранения жирных пятен от вредных наклеек производились с мак­симальной осторожностью.

Для работы используется небольшая стеклянная или фарфоровая плошка, накрытая стеклом, предотвращаю­щим слишком быстрое испарение жидкости, но не меша­ющим процессу чистки. Из зубочисток или расщепленных спичек изготовляется рамочка, связанная нитками, которая кладется на дно плошки. Рамочка служит для того, чтобы на нее можно было положить марку таким образом, чтобы своей обратной стороной она соприкаса­лась с жидкостью, которая получает таким образом воз­можность проникать сквозь бумагу.

Необходимо очень внимательно следить особенно за первой фазой процесса чистки: если мы заметим призна­ки окрашивания бумаги, то чистку следует немедленно прекратить, а марку высушить между двумя листками фильтровальной бумаги. Если же окрашивается жид­кость, а бумага марки не окрашивается, то марку ос­тавляем в вате до устранения или достаточного ослаб­ления жирового пятна. Само собой разумеется, что ок­рашенную жидкость дальше не используют, т. к. она уже не годится для чистки. Если оказывается необхо­димым повторить процесс, то это делается лишь после полного просушивания марки, т. к. в противном случае может быть повреждена бумага.

Чистку марок, напечатанных способом металлогра­фии, можно ускорить тем, что ватным тампоном, слабо смоченным в чистящем растворе, протереть (еще до по­мещения марки в ванну) замасленное место с целью удаления остатков вредного клея с поверхности. Разу­меется, что при этом не следует применять особых уси­лий, т. к. можно повредить марку. И в этом случае мы должны обратить внимание на горючесть и взрывоопасность применяемых чистящих средств и их паров. Поме­щение, в котором производится чистка, должно провет­риваться, курение и применение огня не допускается.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Раритеты:

РАРИТЕТЫ БЕРЛИНСКОГО ПОЧТОВОГО МУЗЕЯ

News image

Старейший и крупнейший в мире имперский почтовый музей в Берлине имел перед второй мировой войной ря...

Читать

ТРЕУГОЛКИ МЫСА ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ

News image

Первые марки Мыса Доброй Надежды - мечта любого филателиста. Они были первыми марками Африки и пе...

Читать

ТИФЛИССКАЯ УНИКА

News image

Выпущенная ограниченным тиражом задолго до официального начала почтового обращения марок на территории Российской империи, эта ск...

Читать

Новости:

ПОЧТОВЫЕ НОВОСТИ

News image

В КОНЦЕ июля была выпущена серия из пяти почтовых марок, посвященная популярным породам декоративных собак: чихуахуа, тойтерьеру, карликовому пуделю, французскому бу...

НОВОСТИ ИЗДАТЦЕНТРА МАРКА

News image

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ новинки 2001 г. начались уже 10 января с серии из пяти марок, посвященных различным административным территориям: Республике Дагестан, Кабардино-Балкарии, Ко...

ПОЧТОВЫЙ КОНКУРС: 10 ЛУЧШИХ МАРОК

News image

На рубеже веков Издательско-торговый центр Марка Министерства Российской Федерации по связи и информатизации предлагает всем любителям почтовых миниатюр вы...

Авторизация



Описание марок:

ЮРИЙ ГАГАРИН В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛАТЕЛИИ

News image

У филателистов, собирающих марки по теме Космос , историческому полету Юрия Гагарина посвящен один из...

МАРШАЛЫ СССР В ФИЛАТЕЛИИ

News image

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года было введено воинское звание Маршала Со...

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ

News image

Запуск первого искусственного спутника, осуществленный в СССР в 1957 году, ознаменовал начало нового направления в фи...

РИСУНКИ НА МАРКАХ

News image

За 165 лет рисунки на почтовых марках приобрели огромное разнообразие. Теперь почтовые миниатюры ярко иллюстри­руют об...

Энциклопедия:

Коммеморативные марки

Ноябрь 1921 года. Первая памятная серия почтовых марок, посвященная 4-й годовщине Октябрьской революции. Четыре одинаковые и вместе с тем разные марки. Рисунок у них один: старинный воинский щит, ук...