МАРКИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН |
Литература - Что нужно знать филателисту |
Канули в вечность те идиллические времена, когда марка довольствовалась служебной ролью знака почтовой оплаты. Тогда почтовые ведомства были озабочены только одним - как бы затруднить выпуск фальшивых марок, приносивших значительный ущерб почте. Для марок изготовлялись специальные сорта бумаги с водяными знаками. Особое внимание обращалось не на разнообразие, а на сложность рисунка и орнамента. Именно этим отличаются марки, выпущенные примерно до 1900 г., - так называемая филателистическая классика. Широкое развитие филателии и особенно зарождение тематического коллекционирования перевернуло все вверх дном. Обнаружив огромную притягательную силу марки-картинки, почуяв спрос, почтовые ведомства быстро перестроились. Стало ясно, что, выпуская большое количество красивых, добротно отпечатанных марок, ограничивая время почтового обращения каждой серии, они полностью гарантируют себя от подделок. Их главной заботой стало удовлетворение постоянно возрастающего спроса филателистов на разнообразные по тематике марки. Строго говоря, теперь скромную роль знака почтовой оплаты продолжают играть только стандартные почтовые марки. Их выпускается не так уж много, но тиражи их огромны. Львиную долю почтовых эмиссий заняли художественные марки, почти целиком оседающие в альбомах филателистов. Филателия развивалась бурно, подобно лесному пожару. В шутку говорят, что в наши дни каждый второй житель Западной Европы собирает марки. В этой шутке есть доля правды. И буржуазия, находясь у власти, умело использует любовь, к марке в целях реакционной и клерикальной пропаганды, для идеологического воздействия на массы в нужном ей направлении. За примерами ходить недалеко. Стоит только вспомнить совсем недавние упражнения боннских почтмейстеров, Вскоре после того, как все прогрессивное человечество отметило 20-летие великой победы советского народа, освободившего Европу от фашистской чумы, почтовое ведомство ФРГ выпустило в обращение почтовую марку с фарисейской надписью: «20 лет изгнания (1945 - 1965)». Фашиствующие почтовые чиновники, проливая слезы по поводу бесславного конца гитлеровского рейха, преступно использовали почтовую марку для пропаганды своих захватнических устремлений. И не в первый раз. Ведь по своему рисунку новая почтовая миниатюра является простым повторением реваншистской марки, выпущенной в ФРГ к 10-летию со дня окончания второй мировой войны в 1955 г. Можно вспомнить и то, как боннские почтмейстеры поздравили своих клиентов и филателистов с новым, 1965-м годом. Речь идет о марке, которая вошла в серию «Немецкая архитектура XII в.». Сюжет ее рисунка далек от современности: старинный замок Эльванген, вековые дубы, а на фоне буколического пейзажа совершенно явственно проступают отнюдь не средневековые черты: косой пробор, прилизанная ко лбу прядь волос, маленькие усики на верхней губе. Несмотря на бурные протесты демократически настроенных филателистов многих стран, почтовое ведомство ФРГ отказалось изъять марку из обращения, так как, видите ли, «на ней не написано, что это - Гитлер». Не столь давно почтовые марки были применены для шумной пропаганды так называемого «европейского единства». Почтовые ведомства девятнадцати стран Западной Европы несколько лет подряд выпускали марки одинакового рисунка с крупной надписью: «Европа». Их усиленно рекламировали среди филателистов как модные. И, надо признать, не без успеха. Даже в нашей стране кое-какие неразборчивые коллекционеры клюнули на модную приманку. Однако, как говорят на Западе, «бизнес есть бизнес». Марочный же бизнес вещь нешуточная. По подсчетам западногерманского журнала «Шпигель», только в ФРГ процветают 1200 филателистических фирм, а мировой оборот филателистической торговли превышает миллиард долларов в год. Дельцы-спекулянты стали массами скупать «модные» марки, а затем продавать их рядовым филателистам по бешеным ценам. Дело дошло до того, что последний выпуск марок «европейского единства» - так называемые «голубки»2 - был «на корню» куплен у почтовых ведомств пяти стран - Исландии, Греции, Турции, Люксембурга и Португалии. В результате хорошо задуманная и развернутая пропагандистская кампания обернулась всеевропейским скандалом. «Спекуляция европейскими марками затмевает прежние примеры, - писал швейцарский филателистический журнал «Швейцер брифмаркепцейтунг». - Ну и «европейский праздничек»! Невозможно подавить отвращение». А ведь как хитро все задумано. Пропаганда реакционного «европейского единства» была лицемерно прикрыта изображением голубки - широко популярного в массах символа мира. Филателисты привыкли верить марке. Они считают, что почтовые эмиссии - дело государственное, что их осуществляют почтовые ведомства, и государственный знак почтовой оплаты достойно представляет выпустившую его страну, действительно является ее визитной карточкой. Это так и есть в социалистических странах. Что же касается капиталистического мира, то там хваленое «свободное предпринимательство» давно подчинило марочные эмиссии волчьим законам бизнеса. И чем красивее марка на модную сегодня тему, тем больше сомнений: является ли она полноценным государственным знаком почтовой оплаты или просто дорогой картинкой спекулятивного выпуска, плодом фантазии марочного спекулянта? Несколько лет назад модной темой в филателии стала тема «Флора и фауна». На рынке немедленно появились многокрасочные марки с изображением экзотических животных, птиц и растений, отпечатанные с большим художественным мастерством государственной типографией Вены. Коллекционеры бросились покупать красивые марки. А они сыпались как из рога изобилия, их цены стремительно росли. В альбомах невзыскательных филателистов появилось уже 123 красивых марки «Молуку Селатен», когда ФИП (Всемирная филателистическая федерация) документально установила, что такой сказочной страны нет ни на одной карте мира. Поднялся шум, возник очередной скандал. «Молукские марки» оказались «разбойничьим изданием», фантастическим выпуском «Филателистического агентства в Нью-Йорке и Мюнхене». После прямой аферы с «молукскими марками» агентства стали работать более тонко, на первых порах поставив в тупик западных филателистов. Откуда такое изобилие модных марок и почему они постоянно дорожают? Например, все марки мира 1960 г. на очень распространенную тему «Олимпийские игры» стоили около 620 западногерманских марок, а полная олимпийская коллекция 1964 г. подскочила в цене почти в десять раз и обходится в 6 тыс. западногерманских марок. Ларчик был открыт с помощью филателистической прессы. Многие латиноамериканские страны и некоторые из вновь возникших государств Африки, как правило, не имеющие хороших типографий для многокрасочной печати, целиком или частично отдают свои марочные эмиссии на откуп «филателистическим агентствам». Разбойничьи агентства печатают их марки по своему усмотрению, выделяя почтовому ведомству «страны хозяина» бесплатно 5 - 10 тыс. серий из каждого выпуска. Полуправда о таком договоре обязательно попадает в печать. Почему полуправда и почему обязательно? Потому что об этом заботятся сами агентства и в инспирированных ими сообщениях незначительная часть тиража, сдаваемая почтовым ведомствам, выдается за весь тираж серии. А что значат какие-то 5 - 10 тыс. для 60 млн. филателистов? По одной серии на несколько миллионов жаждущих. Разбойничий расчет точен - опрос в гигантской мере превышает предложение, и сразу же после выпуска в обращение марка становится редкой. Располагая неограниченными запасами таких марок, агентства выпускают их в филателистическую продажу по вздутым спекулятивным ценам. Сейчас агентства ряда стран переключились на выпуск самых популярных во всем мире «космических» марок. На филателистическом рынке появляется огромное количество спекулятивных «космических серий» Панамы, Парагвая и других латиноамериканских стран. География космической темы с каждым днем расширяется. Арабские шейхи с побережья Персидского залива выражают признательность «филателистическим агентствам». Не имея почты, они обзавелись «космическими» марками и нашли в них неожиданный источник дохода. Однако, как говорится, «сколько веревочку ни вить, а концу быть», 35-й конгресс ФИП, состоявшийся в сентябре 1966 г., объявил спекулятивными почтовые марки Панамы и Парагвая. Их запрещено экспонировать на филателистических выставках. Придет черед и для других порождений филателистического бизнеса. Так обстоит дело с почтовыми марками капиталистических стран. Разумеется, рассказанное не относится ко всем без исключения знакам почтовой оплаты, выпускающимся на Западе. Среди них есть немало добротных почтовых миниатюр, происхождение и тематика которых безупречны. Мы же, адресуя свою книжку начинающим советским филателистам, хотим приоткрыть перед ними тайны марочного бизнеса. Марка - не безобидная картинка. Она имеет свою историю, выпускается с определенной целью. И только тогда можно со спокойной совестью поместить марку в свой альбом, когда знаешь ее. А для этого надо знать язык страны, выпускающей марки. Глаза коллекционера должны быть всегда открыты. Иначе он может превратиться в пустого собирателя не всегда понятных ему картинок. |
Читайте: |
---|