ПОЧТОВО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ |
Литература - Что нужно знать филателисту |
На одной из страниц каталога читаем: «1921 т., декабрь. В помощь населению Поволжья, пострадавшему от неурожая. Почтово-благотворительный выпуск». На крупноформатных марках достоинством 2250 руб. - слова: «Помощь голодающим Поволжья». Рисунки: рабочий оказывает первую помощь ослабевшему от голода крестьянину, буксир тянет по Волге баржи, груженные зерном. Марки напоминают об огромном бедствии, постигшем нашу страну в тот год. Суховей выжег поля юго-восточных губерний. Население Поволжья голодало. Государство, разоренное шестилетней войной, не могло оказать ему достаточной помощи. Оно обратилось к народу. Повсеместно проводился сбор добровольных пожертвований в фонд помощи голодающим Поволжья. Выпуск благотворительных марок преследовал ту же цель. Их номинальная стоимость (2250 руб.) складывалась из двух сумм: 250 рублей почтового сбора и 2000 руб. в фонд голодающих. Каждый мог купить на почте любую марку - обычную (250 руб.) или благотворительную (2250 руб.) - ту, которую подсказывала совесть. 1922 год. Новая серия. На первых революционных марках - надпечатка черной, синей, красной и желтой красками: «РСФСР. Голодающим. 100 р.+100 р.» или «250 р.+250 р.». В этой надпечатке основной признак благотворительной почтовой марки - двойной номинал. Первая цифра означает сумму почтового сбора, вторая - взнос на благотворительные цели. Первая серия «Помощь голодающим Поволжья» и вышедшая несколько позже серия «Филателия - детям» составляют исключение из этого правила. До 1929 года., пока наша страна была еще бедна, поступило в обращение несколько серий почтово-благотворительных марок в помощь голодающим и беспризорным детям, в помощь ленинградцам, пострадавшим от наводнения. С тех пор такие почтовые марки у нас не выпускаются. Непрерывный рост материального благосостояния трудящихся позволил обходиться без частной благотворительности. В тех редких случаях, когда стихийное бедствие крупного масштаба (например, сильные землетрясения в 1948 и 1966 гг. в Средней Азии) вызывало необходимость оказать срочную помощь пострадавшим, в распоряжении Советского правительства всегда находились достаточные резервы. Сама природа социалистического общественного строя делает частную благотворительность излишней. В капиталистических странах выпуск благотворительных марок - обычное явление. Прикрываясь такой благотворительностью, там то и дело выпускают марки с наценками, сбор от которых поступает на реставрацию зданий аббатств, на оплату расходов по выставкам и на другие цели, не имеющие никакого отношения к благотворительности. Многие немецкие марки, выпущенные накануне Второй мировой войны, имеют двойной номинал. Дополнительные средства, полученные от их реализации, использовались гитлеровцами для финансирования подготовки к захватническим войнам. |
Читайте: |
---|