ПОЧТОВО-РЕКЛАМНЫЕ |
Литература - Что нужно знать филателисту |
Среди отечественных знаков почтовой оплаты есть один вид, совершенно неизвестный молодым филателистам. Это оригинально оформленные почтово-рекламные марки, выпускавшиеся в 1923-1929 гг. ...Закончилась гражданская война. Развернулось восстановление народного хозяйства. Введена новая экономическая политика (НЭП). В стране появились частные предприниматели и торговцы. Их называли тогда «нэпманами». Они за свой счет восстанавливали мелкие и средние промышленные предприятия, открывали магазины. В народном хозяйстве молодой советской страны - как в экономике, так и в торговле - образовалось два сектора: социалистический и частнокапиталистический. Между ними развернулась оживленная конкуренция, борьба за рынок, за покупателя. В политической жизни СССР во весь рост встал острый вопрос, кратко сформулированный В.И. Лениным: «Кто - кого»? Конкуренции всегда сопутствует оживленная реклама. В ней немалую роль сыграла и почтовая марка. В те годы она активно пропагандировала продукцию государственных предприятий. Появились первые почтово-рекламные марки, пользовавшиеся огромной популярностью. Всего их было выпущено более пятидесяти. Рекламно-почтовые марки выпускались агентством «Связь», подчиненным Наркомпочтелю. Они представляли собой яркие, красочные этикетки размером, обычно, 4х5 сантиметров. На этикетке изображалась рекламируемая продукция (папиросные коробки, посуда, промышленные изделия), печаталось название и адрес государственной организации, которая ее производила. В нижнем углу или в центре нижней части этикетки оставлялось свободное место, обведенное тонкой рамочкой, для наклейки стандартной почтовой марки. Рекламные этикетки, перфорированные как марки, выпускались тиражом от 10 до 300 тыс. экземпляров каждая. Рекламные этикетки наклеивались на конверты, а на них дополнительно наклеивалась почтовая марка нужного достоинства. Марка и этикетка гасились одним почтовым штемпелем. Для коллекционеров представляют особый интерес погашенные рекламно-почтовые марки, а особенно - цельные письма, франкированные ими. Поэтому ни в коем случае не следует отмывать марку от этикетки или почтово-рекламную марку от конверта. Почтово-рекламные марки широко распространены за границей. В Бельгии, например, они выпускаются в виде марки с купоном, на котором печатается рекламный текст, в Испании и Португалии рекламный текст иногда печатается на... оборотной стороне марки. Таковы основные виды советских почтовых марок. Некоторые из них вышли из употребления и имеют сейчас только историческое значение. Другие существуют до сих пор в силу традиции. Однако наш обзор был бы не полон, если бы мы не сказали несколько слов о специфических видах зарубежных почтовых марок. Кроме описанных выше (это - международные виды) существуют также: - Газетные марки (Чехословакия, Австрия, США и другие государства). Как видно из названия, ими оплачивается пересылка только периодических изданий. - Военные марки или «Солдатская почта» (Китайская Народная Республика, Франция, Австрия и другие страны). - Пакетные марки (Италия, Бельгия) - специально для посылок и пакетов, отправляемых по почте. Встречаются также специальные марки для оплаты денежных, заказных и городских писем, телеграмм и других услуг, которые оказывают населению ведомства связи. Несмотря на такое разнообразие видов, сейчас за границей, как и в Советском Союзе, подавляющее большинство марок относится к одному виду - коммеморативному. Именно эти марки, имеющие самостоятельное художественное значение, представляют особый интерес для филателистов. |
Читайте: |
---|