НАДПЕЧАТКИ |
Литература - Что нужно знать филателисту |
Надпечатка - самый простой, дешевый и быстрый способ превращения старой марки в новую. При помощи печатной машины такое превращение совершается за несколько часов. Берутся со склада готовые марочные листы и на них, прямо по рисунку, печатается другой краской какое-либо изображение, текст или цифра. Почтовые ведомства всех стран пользуются этим методом уже добрую сотню лет. Как правило, необходимость в надпечатках возникает в период инфляции, когда бумажные деньги быстро падают в цене. Вспомним двадцатые годы. Скажем, мелочь - коробка спичек. Если сегодня она стоила, например, 1 руб., то через день за нее приходилось платить 5 руб., а через неделю - 100 или больше рублей. Обесценивание бумажных денег влекло за собой постоянное повышение почтовых тарифов. Следовательно, возникала потребность в марках более крупного достоинства. Результатом стала первая надпечатка. В феврале 1922 г. на марке рублевого достоинства черной краской было напечатано: «500 руб.». Номиналы в 7500 и 10000 руб. появились и на других советских марках первого выпуска. Всего через несколько месяцев, в октябре того же 1922 г., на почте продавалась марка с надпечаткой самого крупного у нас достоинства: «100000 руб.». В Германии, например, в те же годы курсировали почтовые марки с надпечатками новых номиналов в 5 и 10 млрд. рейхсмарок. Частенько надпечатка меняла классификацию марки - из почтовой превращала ее в почтово-благотворительную или служебную. В том же 1922 г. на почте появился почтово-благотворительный выпуск «Филателия - детям». На старых русских марках достоинством в 1, 2 3, 5 и 10 коп. были сделаны надпечатки черной краской: «РСФСР. Филателия-детям. 19-8-22». 1 коп. номинала была приравнена к 50 тыс. руб., из которых 10 тыс. руб. составляли почтовый сбор, а остальная сумма передавалась в фонд борьбы с детской беспризорностью. Такие надпечатки на марках, вызванные постоянными изменениями почтовых тарифов, в филателии получили название провизориев. Но существуют надпечатки другого рода. Их порождает потребность немедленно отметить какое-либо выдающееся событие. Такой случай произошел в 1959 г. В Чили состоялись соревнования на первенство мира по баскетболу. Победила советская команда. Однако, подчиняясь американскому нажиму, судейская коллегия не признала этой победы. Нужно было как-то осудить столь беспрецедентный в истории спорта факт и закрепить завоевание советских баскетболистов. Буквально на следующий день была выпущена в обращение старая марка из спортивной серии 1954 г. с изображением волейболистов. На ней была сделана надпечатка красной краской: «Победа баскетбольной команды СССР. Чили 1959 г.». Надпечатки, вызванные срочностью событий, как правило, выпускаются небольшими тиражами. Почему? Объяснение находим в самом их названии: это не оригинальные почтовые марки, которые можно выпустить в любом количестве, а надпечатки, сделанные на старых, уже давно находящихся в обращении марках. Запасы их, естественно, ограниченны. |
Читайте: |
---|