Коллекционеры:

ALFRED H. CASPARY (1877–1955)

News image

Альфред Каспари собрал одну из величайших коллекций в истории филателии. Она состояла из классических марок XIX-го века. По возможности Каспари ст...

Главная - Интересное - В память о безнаказанном шпионаже


В память о безнаказанном шпионаже
Статьи - Интересное

в память о безнаказанном шпионаже

Эта марка удивительна во многих отношениях. На фоне советского пропагандистского плаката «Даешь пятилетку в четыре года» изображен германский дирижабль «Граф Цеппелин» LZ-127. В первом издании «Большой советской энциклопедии» в статье «Дирижабли» есть такие строки: «В 1930 же году «Граф Цеппелин» совершил целую серию полетов в различные государства; среди этих полетов следует отметить полеты над Скандинавским п-овом и Шпицбергеном и особенно посещение им Москвы 10 сентября. При прилете в Москву дирижабль был с большим интересом встречен населением, а его экипажу был оказан радушный прием...»

Да еще какой прием! Выпустили даже специальную марку для оплаты международной авиационной корреспонденции, которую отправляли из Москвы на борту дирижабля. Гашение марок производилось специальным штемпелем с датой «10.IX.30».

Впрочем, объяснять появление знака почтовой оп латы, который совместил в себе несовместимое — призыв к успехам социалистического строительства в СССР с символом успехов немецкого воздухоплавания, одним прилетом дирижабля было бы ошибочно. Имелись для того более веские причины идеологического характера. Почта, которую предназначалось увезти дирижаблю «ЛЦ-127» из Москвы, имела адресатов за границей. Следовательно, плакат «Даешь пятилетку в четыре года!», которому выход на Запад обычными путями был заказан, получал возможность преодолеть барьер, поставленный на пути коммунистической пропаганды.

Трудно сказать, насколько оправдали себя почто вые средства партийной агитации, но история с дирижаблем «Граф Цеппелин» имела продолжение.

Дело в том, что все полеты «ЛЦ-127», объявлявшиеся «ознакомительными» и «научными», служили разведи нательным целям. Именно «научными» интереса ми германская сторона обосновала свою просьбу о разрешении организовать полет над советским Заполярьем и Арктикой. Такое разрешение было дано при условии, что все материалы аэрофотосъемки, которую проведет экспедиция, будут переданы СССР.

Изучению будущего театра военных действий, со стоянию советской экономики и вооруженных сил германская разведка уделяла постоянное внимание. Она тщательно изучала и систематизировала огромный массив сведений экономического характера, который получала от работавших в Советском Союзе специалистов крупнейших германских фирм — «АЕГ», «Сименс-Шуккерт», «Цейс», «Сименс-Гальске», «Рейн-металл-Борзиг», «И.Г. Фарбениндустри» и других. По мимо нелегальной агентуры, военную разведку вели сотрудники химической фирмы «Берзоль», работав шей в области производства отравляющих веществ в Гатчине, а также личный состав школ, готовивших для Германской армии танкистов в Казани, летчиков в Липецке, специалистов войск химзащиты в Саратове.

Полученное разрешение на полеты «ЛЦ-127» над Арктикой позволило Германии под научным прикрытием организовать крупнейшую в истории разведывательную операцию на советской территории. Для боль шей убедительности в состав экспедиции немцы включили четырех представителей Советского Союза. В их числе был и полярный исследователь-радист Эрнст Теодорович Кренкель, который в 1966 году станет председателем правления Всесоюзного общества филателистов.

24 июля 1931 года дирижабль «Граф Цеппелин» вы летел из Фридрихсхафена в Берлин. Оттуда он взял курс на Прибалтику, пролетел над Таллином и сделал остановку в Ленинграде. Дальше курс воздушного корабля пролегал над просторами Белого и Баренцева морей. От берегов Земли Франца-Иосифа «ЛЦ-127» проследовал к Северной Земле, прошел над островом Домашний, над Таймырским полуостровом и повернул к острову Диксон. Затем дирижабль пересек Карское море, пролетел над северной частью Новой Земли — мысом Желания, исследовал главный хребет острова и взял обратный курс на Ленинград.

Подробное описание маршрута мы привели для то го, чтобы было ясно, какая огромная территория суши и акватория северных владений нашей страны (более 1000 км в длину и шириной более 100 км) была за четверо суток охвачена воздушной рекогносцировкой.

«Малыгин» — так именуют марки этой серии российские филателисты. «Авиапочта. Арктический рейс ледокола «Малыгин» — так официально называл каталог почтовых марок СССР марки номиналами в 30, 35 коп., 1 и 2 рубля. На самом деле марка изобразила встречу со шпионом во льдах 1931 г.

«Дирижабль, — сообщала «Большая советская энциклопедия», — совершил посадку на воду в районе бухты Тихой (о-в Гукер архипелага Франца-Иосифа) и обменялся почтой с ледоколом «Малыгин». Предвидя это «эпохальное» событие, почта СССР выпустила че тыре марки разных номиналов с одним и тем же рисунком. Художник И. Дубасов изобразил на одной из них белого медведя, который стоит на ледяном торосе и с изумлением смотрит на ледокол и зависший над ним дирижабль. Конечно же, выше дирижабля и медведя — серп и молот. Почему — объяснимо. Но вот с какой стати там присутствует французский (не русский, не немецкий) текст: «СССР — Северный полюс», понять трудно.

С дирижаблем «ЛЦ-127» связано имя еще одного советского полярника — И. Д. Папанина. Он находился в Арктике на борту «Малыгина» как представитель Наркомата связи и сопровождал почту от Архангельска до Земли Франца-Иосифа. Ему же поручили про извести обмен почтой с немецким дирижаблем. Эта операция была, как известно, успешно проведена. Сам Папанин, пользуясь возможностью, направил в Москву почтовую карточку, оплаченную двумя марками «малыгинской» серии.

В наши дни марки с «Цеппелином» стали филателистическими редкостями, но до сих пор никто не при знал, что они служили невольным прикрытием крупномасштабной немецкой разведывательной операции.

Как уже упоминалось, разрешая этот полет, совет ское правительство договорилось с немцами, что мате риалы аэросъемки будут переданы СССР. Однако по садку в конечной точке маршрута — в Ленинграде «Граф Цеппелин» совершать не стал и без задержки проследовал в Германию. Позже было заявлено, что все пленки испорчены во время обработки, и потому материалов экспедиции для передачи советской сторо не просто не существует.

После разгрома нацистской Германии в провинции Мекленбург в архивах специального разведывательно-информационного центра «Раумкоппель» было обнаружено свыше 250 тысяч географических карт разных районов земного шара, более 50 тысяч документальных фотографий районов, интересовавших немецкую разведку. Здесь же хранились материалы экспедиции дирижабля «Граф Цеппелин».

«Исключительно научная экспедиция», как писали в тридцатых годах газеты Германии и Советского Союза, принесла для нас горькие плоды. На основе со бранных разведкой материалов немецкие гидрографы и картографы уточнили лоции и создали новые карты Советской Арктики. Корабли и подводные лодки «Криг-смарине» — гитлеровского военно-морского флота — в годы Второй мировой войны, используя эти карты, проводили боевые операции на Северном морском пути, минировали наши прибрежные воды.

25 августа 1942 г. ледокольный корабль «Александр Сибиряков», находясь в Карском море, встретился у острова Белуха с тяжелым немецким крейсером «Адмирал Шеер». Вооруженный всего четырьмя орудия ми, «Сибиряков» не смог противостоять мощной артиллерии крейсера и был потоплен. Однако он успел передать на остров Диксон — в конечную точку маршрута «ЛЦ-127» — сообщение о появлении в Арктике гитлеровского рейдера. Именно это лишило крейсер внезапности.

Когда 27 августа «Адмирал Шеер» подошел к порту Диксон, его встретили огнем ледокольный корабль «Дежнев» и батарея береговой артиллерии. Однако залпами своих орудий крейсер серьезно разрушил поселок полярников и нанес ущерб судам, стоявшим в порту.

Тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», действуя в Арктике, потопил танкер «Донбасс» и сторожевой корабль «СКР-78». На минах, поставленных фашистами в проливах Маточкин и Югорский Шар, подорвался транспорт «Щорс».

Заслуги экспедиции «ЛЦ-127», проходившей под командованием «полярного исследователя» герра Эккенера, гитлеровцы не забыли. В частности, не без намека на эти успехи секретный орган Абвера, предназначенный для ведения разведывательной и диверсиционной деятельности в советском тылу, носил название «Цеппелин».

Казалось бы, после войны все факты изучены, точки расставлены и о горечи глупого промаха можно было бы забыть. В третьем издании «Большой советской энциклопедии» в статье «Воздухоплавание» читаем: «В 1929 году дирижабль жесткой системы «Граф Цеппелин» объемом 105 тыс. м3 совершил с 3 промежуточными посадками кругосветный перелет протяженностью 35 тыс. км. за 21 день... Позже, в 1932—37, дирижабль совершил 136 полетов в Южную Америку и 7 полетов в США...» Прилета в СССР словно не существовало. Однако битому неймется. В 1991 г. Почта СССР выпустила в обращение серию марок достоинством в 1, 3, 4, 5 и 20 копеек с изображениями дирижаблей. На самом высокономинальном двадцатикопеечном знаке во всей красе изображен «Граф Цеппелин», но теперь уже летящий не над льдами Арктики, а над Московским Кремлем.

Журнал «Филателия», представляя коллекционерам новую серию, писал: «На марках изображены вполне реальные воздушные корабли. Два дирижабля в представлении не нуждаются. «LZ-127» «Граф Цеппелин» — самый знаменитый из всех управляемых аэростатов... Новые марки станут хорошим подарком любителям аэрофилателии». Круг, как говорят, замкнулся.

Только война позволила понять, что такое воздушная разведка и насколько ценны данные, поставляемые ею.

После окончания Второй мировой войны вести воз душную разводку против СССР начали Соединенные Штаты Америки. Разведывательные полеты стали рас сматриваться как средство глобального политического и психологического давления на нашу страну. Пользуясь слабостью советской противовоздушной обороны, в частности, недостаточно развитой системой радиолокации, самолеты-разведчики США проникали глубоко внутрь наших территориальных владений. Именно это и стало причиной, которая способствовала быстрому развитию войск ПВО страны. В 1950 г. в советских территориальных водах вблизи побережья Латвии был сбит разведчик «PB4Y-2», занимавшийся радиоперехватом; 13 июня 1952 г. — шведский самолет электрон ной разведки «DC-3»; 7 октября 1952 г. — «R-29»; в следующем году под Владивостоком уничтожен «RB-50».

Всего в тайной войне разведок за период с 1947 по 1977 г, был сбит 51 самолет, из них — 39 американских.

В Советском Союзе никогда не выпускали марок в честь побед над воздушными шпионами, пролетавшими над нашей территорией. Не удостоился такой чести да же печально знаменитый самолет-разведчик США — «У-2», сбитый зенитной ракетой над Уралом. А вот удачную разведывательную операцию германских спецслужб советская почта представила во всей красе.

Посыпать российским любителям аэрофилателии головы пеплом или радоваться зависит от личных взглядов каждого.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Раритеты:

РАРИТЕТЫ БЕРЛИНСКОГО ПОЧТОВОГО МУЗЕЯ

News image

Старейший и крупнейший в мире имперский почтовый музей в Берлине имел перед второй мировой войной ря...

Читать

ТРЕУГОЛКИ МЫСА ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ

News image

Первые марки Мыса Доброй Надежды - мечта любого филателиста. Они были первыми марками Африки и пе...

Читать

ТИФЛИССКАЯ УНИКА

News image

Выпущенная ограниченным тиражом задолго до официального начала почтового обращения марок на территории Российской империи, эта ск...

Читать

Новости:

ПОЧТОВЫЕ НОВОСТИ

News image

В КОНЦЕ июля была выпущена серия из пяти почтовых марок, посвященная популярным породам декоративных собак: чихуахуа, тойтерьеру, карликовому пуделю, французскому бу...

НОВОСТИ ИЗДАТЦЕНТРА МАРКА

News image

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ новинки 2001 г. начались уже 10 января с серии из пяти марок, посвященных различным административным территориям: Республике Дагестан, Кабардино-Балкарии, Ко...

ПОЧТОВЫЙ КОНКУРС: 10 ЛУЧШИХ МАРОК

News image

На рубеже веков Издательско-торговый центр Марка Министерства Российской Федерации по связи и информатизации предлагает всем любителям почтовых миниатюр вы...

Авторизация



Описание марок:

ЮРИЙ ГАГАРИН В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛАТЕЛИИ

News image

У филателистов, собирающих марки по теме Космос , историческому полету Юрия Гагарина посвящен один из...

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ

News image

Запуск первого искусственного спутника, осуществленный в СССР в 1957 году, ознаменовал начало нового направления в фи...

МАРШАЛЫ СССР В ФИЛАТЕЛИИ

News image

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года было введено воинское звание Маршала Со...

РИСУНКИ НА МАРКАХ

News image

За 165 лет рисунки на почтовых марках приобрели огромное разнообразие. Теперь почтовые миниатюры ярко иллюстри­руют об...

Энциклопедия:

Раритеты и коллекции

Коллекционирование почтовых марок возникло почти одновременно с их появлением на свет. Нашлись люди, которые оценили художественные качества марки как произведения миниатюрной графики. Такое коллекционирование оставалось безымянным до 1864 го...