Каталоги — карты и компас филателистов |
Статьи - Филателия |
В англоязычных странах наибольшей популярностью пользуются филателистические каталоги издания Стенли Гиббонса (Великобритания) и Скотта (США). Особая ценность этих изданий состоит в том, что они строго соблюдают периодичность выхода в свет. Это позволяет не только узнавать о появлении новых марок, но и довольно точно прослеживать динамику филателистических цен в сторону их роста или снижения. Каталог Гиббонса (или еще проще «Гиббоне») впер вые был издан сэром Стенли в 1865 г. в Плимуте. Но подготовку к его изданию создатель каталога начал еще в детстве, когда в аптеке отца в возрасте девяти лет приторговывал почтовыми марками. Глубокое знание спроса и накопленный опыт систематизации кол лекционного материала помогли молодому человеку создать для филателистов пособие, которое со временем прибрело популярность не только в Англии, но и во всем мире. С 1879 г. каталог ежегодно выходит в Лондоне. Издание имеет два варианта. В первый, так называемый многотомный «Большой Гиббоне», включены марки Великобритании и стран Британского содружества, марки стран Европы и их бывших колоний, марки всех других стран мира. «Упрощенный Гиббоне» («Stanley Gibbons' simplified catalogue») дает систематическое описание марок всех стран мира. Кроме того, издательство выпускает и так называемые «мотивные» каталоги, в которых представляются марки все стран на определенную тематику: по флоре и фауне и т.п. Пользоваться каталогами Гиббонса достаточно лег ко даже тем, кто имеет лишь элементарные познания в английском. Марки представлены по странам, их вы пускающим или выпускавшим. Перечень построен в алфавитном порядке, который определяется правила ми английского правописания. После названия государства дается очень краткая справка о стране и ее де нежных единицах. Затем перечисляются марки в по рядке их выпуска. После указания года и темы, которой посвящена серия или отдельная марка, следует ее описание. Для каждой марки оно, как правило, ограничивается одной строкой. В ней указывается по рядковый номер марки (нередко он не совпадает с нумерацией, которую приводят национальные каталоги), затем следует номер, под которым каталог приводит репродукцию марки, далее идет номинал и цвет марки. Заключают описание материала цифры предлагаемой каталогом коллекционной цены чистых и гашеных марок в английской валюте. Каталог Скотта, издающийся в Нью-Йорке, увидел свет раньше британского, но он, в основном, рассчитан на американских коллекционеров. Он издается в нескольких томах, число которых увеличивалось по мере увеличения числа выпущенных в обращение почтовых марок. К описаниям материала прилагаются цветные репродукции весьма хорошего качества, хотя и в уменьшенных размерах. Каталог Скотта отличается от других четко разработанной детализацией почтовых выпусков США. В нем выделены авиапочтовые и полу почтовые марки, к которым принято относить все марки с доплатой на разные цели, кроме почтового сбора.К числу старейших относится также каталог французской фирмы «Ивер и Телье». Он регулярно выходит в Амьене с 1895 г. в нескольких томах. Первый том по традиции посвящен описанию филателистического материала Франции и «ассоциированных» с нею стран — Андорры и Монако. Другие тома содержат описание марок бывших французских колоний, государств Европы и «заморских» стран. Конечно, тема Франции в каталоге разработана весьма детально. Там есть описание не только марок регулярных выпусков, но и пробных («эссе»). В конкурентной борьбе, за филателистов каталог «Ивер и Телье» несколько проигрывает англоязычным изданиям. Первое издание каталога марок России и СССР было осуществлено в 1923 г. под руководством Ф. Г. Чу-чина. Об этом человеке, который являлся энтузиастом развития массовой филателии в нашей стране, следует сказать несколько слов особо. Федор Григорьевич Чучин был членом партии большевиков с 1904 г. В 1921 — 1924 гг. он стал председателем коллегии Всероссийской чрезвычайной ко миссии по ликвидации безграмотности. С марта 1922 г. Чучин возглавил Организацию уполномоченного по филателии и бонам, главным инициатором создания которой он сам и являлся. Основными целями организации стало получение и реализация филателистических материалов в стране и за рубежом, издание справочной литературы по вопросам коллекционирования, в том числе каталогов. Под редакцией Чучина за 1923 — 1927 гг. вышло пять выпусков «Каталога почтовых марок и цельных вещей»: 1. Основная Россия. 2 Империалистическая Россия. 3. Гражданская война в России. 4. Украина. 5. Кавказ. Земские почтовые марки. В 1927 г. в Москве вышел «Каталог бон, дензнаков России, РСФСР, СССР, окраин и образований. 1769— 1927», также изданный под редакцией Ф. Г. Чучина. Это был первый поистине капитальный перечень всех бумажных денежных знаков, выходивших на территории России с момента появления ассигнаций до находившихся в обращении советских червонцев. К «чучинскому» каталогу, как называют это издание, коллекционеры в поисках справок обращаются до сих пор. Наиболее полной энциклопедией марок нашей страны в настоящее время является каталог-справоч ник «Почтовые марки России и СССР» В. Ю. Соловьева, издающийся в нескольких томах с 1996 г. Для серьезных коллекционеров представляет интерес и электронная версия каталога В. Соловьева, выпущенная в 2005 г. ООО «Медиа Хауз» и Com. Media, в которой содержится описание почти 6400 почтовых марок РСФСР и СССР. Кроме того, регулярно издаются материалы с описанием ежегодных выпусков России. |