ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ ПРЕСТИЖ СТРАНЫ |
Статьи - Детали и нюансы филателии |
Филателистический престиж страны и популярность (рост стоимости) ее марок не всегда связан с ее экономическими успехами. Стоимость филателии определяется многими факторами. Это могут быть и кратковременные модные течения, и устойчивые тенденции к росту/падению цен. Как правило, в цене всегда: - редкие марки. Марка может быть относительно новой, но если она выпущена малым тиражом в короткий период времени, она может стоить в десятки раз больше, чем другая марка на сто лет старше. - старые марки. Народа на земле было меньше, и марок - соответственно. Однако марка может быть очень старой и ничего не стоить, если ее выпускали массовым тиражом. Пока не набит глаз , стоит пользоваться каталогом. Старые марки, особенно классический период (до 1945, или до 1951 года) уже хорошо изучены за годы, и цены более-менее стабилизировались. Каталоги дают описание марки с фотографией, подробности дизайна и водяных знаков редких (и ценных) разновидностей. Очень важный фактор в стоимости марок - популярность марок (страны издания) для коллекционеров. Здесь очень важно, чтобы в самой стране существовало массовое филателистическое движение. Коллекционеры воспитывают почтовую администрацию, следя за тем, как и какие марки она выпускает, и создают первичный спрос, которые переносится на международный рынок. Самый высокий престиж на рынке - у марок Германии, некоторых стран Европы, США и Японии. Марки Великобритании - вещь в себе , внутренний рынок намного сильнее внешнего, отдельные горячие предметы вне страны - региональные выпуски Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии, островов и колоний, тематические коллекции. Постепенно поднимают голову Латинская Америка, Китай и Корея. О марках Германии и ее коллекционерах нужно говорить отдельно. Знаменитая педантичность и склонность к организации хорошо отражены в немецком коллекционировании. Самые лучшие альбомы для марок (stockbooks), специализированные альбомы по странам и тематические, маунты и подвески, пластиковые конверты, ультрафиолетовые лампы и разные другие волшебные вещички для коллекционеров и дилеров марок и монет - бренд Leuchtturm/Lighthouse (это не реклама, а твердое убеждение). Германская почтовая администрация является лидером в типографских технологиях - они широко используют всевозможные технологические новинки, которые за ними подхватывают Европа, американцы, а потом все остальные. Почтовые отделения в Германии часто используют красивые и необычные штемпеля. Население таких стран активно собирает марки. Действующие филателистические клубы есть почти в каждом городке Европы населением более 30 тысяч человек. Высокая филателистическая культура населения Западной Европы отражается в том, что, например, в Швеции почтовым работникам выдается памятка о том, как красиво погасить марку, чтобы потом она смогла занять достойное место в альбоме коллекционера, обрела вторую жизнь. Огромный ущерб репутации нашей страны нанес факт выпуска СССР миллионов марок cancelled-to-order (сокращенно CTO). Почтовая администрация страны выпускала больше марок, чем это было необходимо для почтового использования, а непроданные экземпляры гасились штемпелями и продавались оптом дилерам и коллекционерам. Объяснялось все заботой о коллекционерах, которые могли получить очень дешево и без труда желанную марку. Реальной причиной были деньги - дополнительный прибыток почтовой администрации. Такая политика привела к долговременным негативным последствиям - был полностью убит рынок использованных марок. Зачем искать марку, когда можно купить си-ти-о с идеальным штемпелем в уголке? Эту традицию, кажется, начали швейцарцы (тем самым уронив престиж своих марок того периода), но потом ее подхватили СССР, страны восточного блока и арабские страны (так называемые дюны ). Вскоре си-ти-о превратилось в выпуск серий и почтовых блоков, почти никогда не видевших почтового использования, а затем и привело к выпуску сувенирных марок несуществующих стран (State of Oman, Nagaland, Manama и др.). Этот мусор не выглядит как мусор - большие яркие марки с предметами, часто не имеющими никакого отношения к выпустившей стране (например, принцесса Диана, президент Кеннеди и обнаженнные женщины на марках мусульманских дюн ). Клубное движение. В России и странах СНГ клубное движение исчезло или ушло в глубокое подполье. Народ заботится о выживании, им не до коллекционирования. После развала Союза на мировой рынок хлынули миллиарды российских и советских марок, опустив уже подорванный СТО престиж ниже плинтуса. Прервана связь между старшим поколением коллекционеров и молодежью. Большинство коллекционеров, которых я знаю, начали собирать в детстве с подачи родителей или других родственников. Если начать приучать детей к коллекционированию сейчас, это даст не только долговременный подъем коллеционирования через 10-40 лет. Коллекционирование воспитывает любознательность, любовь к порядку и организации, дисциплину и множество других деловых качеств. Клубное членство просто необходимо для начинающего коллекционера. Оно поможет избежать дорогих ошибок. Наш клуб, например, встречается раз в месяц, в субботу. С 12 до часу народ меняется и продает/покупает/дарит. Мне (как самому юному члену, несмотря на мой почтенный возраст в неполных 33 года) было подарено немеряное количество как популярных, так и многие редких (ценных) марок. Стоимость членства - 6 долларов в год, первый год - бесплатно. Раз в месяц членам клубам рассылается небольшая газетка с новостями клуба и разными разностями. С часу до трех - собрание клуба. Обычно это лекция одного из членов клуба или приглашенного специалиста. За последний год мы узнали много нового: о дизайне марок от бывшего главного дизайнера почтовой администрации США (он вышел на пенсию и живет недалеко), о штемпелях и датах на марках разных стран, о тематическом коллекционировании, о том как покупать марки на и-бей, и множество другой информации. Народ делится марочными новостями (из специализированной прессы) и обсуждает слухи. |
Читайте: |
---|