СПОСОБЫ ПЕЧАТИ МАРОК |
Статьи - Детали и нюансы филателии |
С самого рождения почтовой марки, ее производство находилось под строжайшим наблюдением государства. В целях избежания подделок почтовые ведомства не жалели времени и средств на изобретение защитных методов. Сегодня для изготовления марок используются теже самые технологии и материалы, что и при изготовлении денежных знаков. Существует три способа печати, которые применяются для изготовления почтовых марок: высокая, глубокая и плоская печать. Их названия обусловливаются тем, какие части печатной формы воспринимают краску с красочного валика и переносят её на бумагу. При высокой печати — это выступающие части печатной формы, а при глубокой — углубления. При плоской печати, к которой относятся литография и офсет, печатающие и непечатающие части печатной формы находятся в одной плоскости. Способом высокой печати, который иногда называют ещё «типографским», обычно пользуются для печатания книг и газет. В прошлом столетии этот способ печати широко применялся для изготовления почтовых марок. Рисунок марки гравировался на металле и непосредственно с него вручную делались оттиски. Так были напечатаны марки Молдавского княжества — знаменитые «молдавские быки». Впоследствии изображения марок гравировались на металлических пластинах по нескольку штук на каждой Этот трудоёмкий и малопроизводительный способ с развитием полиграфической техники вышел из употребления. Теперь гравёр изготовляет всего одно-два изображения марки на металле. Эти рельефные изображения-патрицы служат для изготовления любого количества углублённых оттисков на свинцовой пластине — матриц, из которых составляется печатная форма. Количество матриц в форме, а следовательно, и марок в листе определяется в зависимости от размеров рисунка марки и намеченного тиража. Затем с матриц методом гальванопластики изготовляется медный или хромированный гальваностереотип, который и служит печатной формой. Если для изготовления матриц используется две или несколько оригинальных гравюр, которые отличаются друг от друга незначительными деталями рисунка, возникают различные «типы» или «разновидности» марок. Они могут появляться и вследствие того, что изображения отдельных марок на стереотипе иногда подправляются гравёром. Применяется и другой способ изготовления форм для высокой печати, известной среде специалистов под названием автотипии. Оригинал марки фотографируется через растр - прозрачную плстину с сеткой из тонких черных линий. При фотографировании через растр получается изображение, составленное из множества точек (до 3600 точек на квадратный сантиметр). Растровое изображение, полученное на металлической платисне, подвергается химической обработке (травлению), в результате чего получается печатная форма. Способами плоской печати, применяющимися до сего времени для изготовления марок, являются, прежде всего, литографская и офсетная. Литографской печатью теперь пользуются в редких случаях, как например, это случилось при выпуске стандартных марок Греции 1947—1951 гг. и югославских марок с доплатой 1950 г. Этот способ применяется неохотно ввиду того, что качество изображения получается сравнительно невысоким, а скорость литографских печатных машин составляет всего около 600 оттисков в час. Литографской печати предпочитается офсет, который изобретён всего около 30 лет назад. При литографской печати печатной формой служит особый сорт известняка, носящий наименование литографского камня. Рисунок наносится на него жирной литографской тушью, после чего камень подвергается химической обработке. Затем одиночный рисунок марки с помощью особой переводной бумаги переносится на печатный камень в необходимом количестве. В редких случаях изображение наносилось на камень яри помощи гравировальной иглы столько раз, сколько марок в листе. Таким путём была изготовлена первая марка Новой Каледонии 1860 г. Автору рисунка — литографу Триквера — пришлось повторить его 50 раз, благодаря чему возникло 50 различных типов этой марки! При офсетном способе воспроизведения печатание производится с обтянутого резиной валика, на который изображение переносится с цинковой пластины. При этом печатная форма не подвергается большой нагрузке, как при непосредственной печати, а резиновый валик лучше прилегает к бумаге. Офсетная печать прекрасно подходит для выпуска массовых тиражей и позволяет применять бумагу не очень высоких сортов. Правда, бумага не должна пылить, так как пылинки осаждаются на резиновом валике и искажают воспроизводимое изображение. Каждому коллекционеру известны «офсетные кружки» -— следы пылинок на марках. В Советском Союзе для печатания марок не раз с успехом применялась фототипия, которая прекрасно подходит для воспроизведения многоцветных оригиналов и отличается большой точностью цветопередачи. Чаще всего этим способом печатаются марки с репродукциями картин выдающихся художников. Наиболее высокое качество воспроизведения оригиналов даёт глубокая печать. Поэтому ей сейчас отдаётся предпочтение при размножении почтовых марок. Для этой цели широко используются два вида глубокой печати — металлографская и растровая. Металлографская печатная форма гравируется на стали. Марки, отпечатанные с неё, отличаются чистотой линий и пластичностью рисунка, что достигается применением линий различной толщины и рельефным нанесением краски. С помощью лупы можно легко увидеть, что на тёмных местах рисунка краска наложена более толстым слоем, а на светлых — более тонким. Если металлография производит впечатление благородства, то растровая глубокая печать подкупает тонкостью передачи цветовых нюансов и тонов. Как видно из самого названия, печать производится с растровой формы. Растр здесь служит надёжной опорой для «ракеля» — пружинной стальной линейки, которая непрерывно счищает излишнюю краску с печатного цилиндра. В то время как для металлографии применяются как плоскопечатные, так и ротационные машины, для ракельной глубокой печати предпочтение отдаётся быстроходным ротационным машинам. Оттиски с гравюры на меди производятся непосредственно с оригинальной доски, как это было ещё во времена Дюрера. Краска на доску наносится вручную. От печатника требуется особое умение производить эту операцию. После накатки краски доска покрывается увлажнённой бумагой и куском фетра. Стол с укреплённой на нём доской вручную прокатывается под большим давлением между двумя стальными вал ками. Вполне понятно, что такой метод, требующий огромной затраты времени, непригоден для изготовления больших тиражей и применяется изредка лишь в тех случаях, когда требуется изготовить небольшой тираж марок особенно высокого художественного качества. С той же целью улучшения художественного качества почтовых марок теперь иногда применяется рельефная печать. Раньше она употреблялась в основном для предупреждения подделок. С ростом тиражей и сокращением срока изготовления марок применение её стало невыгодно. Если не принимать в расчёт марок Сардинии 1853 г. и Наталя 1857—1858 гг., которые изготовлены бескрасочной рельефной печатью на цветной бумаге, во всех остальных случаях рельефная печать служит как бы дополнением к высокой печати. Часть марки, предназначенная для нанесения рельефа — чаще всего герба или портрета, — оставлялась белой. После этого листы пропускались через пресс, между рельефным штемпелем и точно подогнанной негативной матрицей. В наши дни таким комбинированным способом изготовлены марки в память Бонифация (1954 г.) и Шиллера (1955 г.), выпущенные в Западной Германии*). Нередко марки с рельефной печатью требуют особенно осторожного обращения, чтобы избежать выпадения рельефа. Это происходит в тех случаях, когда рельеф изготовлен с помощью штемпеля с острыми краями, как это случилось с марками Португалии. |
Читайте: |
---|