ВЫСОКАЯ (ТИПОГРАФСКАЯ) ПЕЧАТЬ |
Литература - Что нужно знать филателисту |
Знакомясь с описанием почтовой марки в каталоге, мы частенько встречаем выражение «типографская печать». Такой термин существует и в обиходе филателистов. Им обозначаются марки, воспроизведенные способом высокой печати. Принцип высокой (типографской) печати нетрудно понять, присмотревшись к тому, как получается оттиск с обыкновенного штемпеля. Его печатающие элементы выпуклы, пробельные - углублены. Краска наносится на выпуклые места, их изображение и получается на оттиске. Характерным образцом могут служить марки первого стандартного выпуска РСФСР (по каталогу №№ 80 - 87). Типографским способом пользуются для воспроизведения марок в две краски в тех случаях, когда второй цвет служит всего лишь фоном для основного изображения. Присмотритесь внимательно к заключительным маркам первого стандартного выпуска СССР (по каталогу №№ 146 - 149), и вы сами убедитесь в этом. Существует такой способ высокой печати - автотипия, который таит в себе гораздо большие изобразительные возможности. Он основан на некоторой особенности нашего зрения. Дело в том, что белую поверхность, густо заполненную черными точками, на известном расстоянии человеческий глаз воспринимает как сплошной серый фон. Следовательно, «рисуя» изображение точками, изменяя густоту их расположения, их размеры, можно создавать впечатление полутонов. Способ автотипии позволяет весьма точно воспроизвести любой оригинал-от фотографии до многокрасочной картины. При этом его совершенно не обязательно «рисовать точками». Просто он фотографируется через растр (сетку), а затем переносится на металлическую пластину для изготовления печатной формы, которую часто не совсем точно именуют словом «клише». Образцы одноцветной автотипии нам повседневно попадаются в быту. Это, например, фотографии, напечатанные в газетах. Марки, воспроизведенные таким способом, выглядели бы слишком серо. Поэтому для печатания марок способ одноцветной автотипии применяется в комбинации со способом штриховой высокой печати, о котором речь шла выше. Возьмем для примера серию марок «VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Виды города Москвы» (по каталогу №№ 2085 - 2088). Каждая из них представляет собой черно-белую фотографию в цветной рамке. Фотография исполнена способом автотипии - она состоит из мелких точек. Рамка выполнена штрихами одинаковой силы тона - она напечатана другой краской с обычного штрихового клише. Цветная автотипия - исполненный точками рисунок, напечатанный не в одну, а в несколько красок. Для каждой краски изготовляется особая печатная форма. Затем краски последовательно накладываются одна на другую. Сперва делается оттиск желтой краской, на него накладывается красная. Подчиняясь закону смешения красок, второе совмещение дает оранжевое изображение на желтом фоне. Затем на него наносится третья, синяя краска. Закон смешения дает красно-коричневые, сине-зеленые и зеленые тона. Четвертым оттиском штрихового клише наносятся рамка и надписи. Так печатается марка способом цветной автотипии. Мы описали здесь процесс изготовления марки № 1214 - вид Кремля. Ее одноцветное изображение помещено в каталоге. А весь процесс в красках хорошо показан на стр. 62 - 63 книги «Сто лет русской почтовой марки». Характерный признак марки, пополненной способом высокой печати, - наличие некоего рельефа на оборотной стороне. Рельеф хорошо заметен на клеевой стороне негашеных марок. Отмытые от конверта марки теряют рельеф. В таком случае признаки способа печати можно установить только по построению печатающих элементов (штриховое и тоновое клише), рассматривая марку через сильную лупу. |
Читайте: |
---|