ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ |
Литература - Что нужно знать филателисту |
В основу плоской печати положено смачивание печатающих элементов формы жирной печатной краской, а пробельных - водой. Поэтому печатающие и пробельные элементы формы при плоской печати могут лежать в одной плоскости - на поверхности металлического цилиндра (офсет), зеркального стекла (фототипия) или литографского камня (литография). Наиболее распространенным способом плоской печати является офсетная. В отличие от других способов, здесь краска с печатной формы передается на промежуточный резиновый цилиндр, а уж с него - на бумагу. Это позволяет увеличить скорость печатания и добиться одинаковой плотности передаваемого на бумагу красочного слоя на всех участках изображения - как темных, так и светлых. Характерными признаками марок, размноженных офсетным способом, являются растровые точки различного размера, отчетливо видимые через лупу, а также белая бумага с шероховатой поверхностью. Примером одноцветной офсетной печати может служить серия «Восьмой стандартный выпуск марок СССР» (по каталогу №№ 1419 - 1425), многоцветной офсетной печати - серия «Гражданский воздушный флот» (№№ 2223 - 2229). Второй способ плоской печати - фототипия - обеспечивает наибольшую точность воспроизведения особо сложных по рисунку и цвету художественных оригиналов. Марки, отпечатанные этим способом, отличаются большой градацией полутонов и особенной четкостью в передаче мелких деталей изображения. Их внешний вид чем-то напоминает нежную акварель. Типичными образцами фототипной печати являются такие серии: «30 лет со дня смерти В.И. Ленина» (по каталогу №№ 1787 - 1791), «Великий русский композитор М.И. Глинка» (№№ 2019 - 2020). И, наконец, древнейший способ репродукции художественных произведений - литография. Печатной формой ей служит особый камень, который так и называется «литографский». Изображение наносится прямо на его шлифованную поверхность. В годы рождения советской марки литография служила почти единственным способом ее воспроизведения и размножения. Практически большая часть стандартных и все наши художественные марки, поступившие в обращение с 1921 г. по 1925 г., сошли с литографского камня (по каталогу №№ 1 - 18, 36 - 40, 62 - 65, 107 - 129, 158 - 161). Последняя советская марка, отпечатанная литографским способом, увидела свет в сентябре 1946 г. и занесена в каталог под № 1108. Производительность фототипных и литографских машин очень низка - не более 1 - 2 тыс. оттисков в смену. Теперь, когда почтовые марки выпускаются многомиллионными тиражами, использование этих способов печати стало нерациональным и они постепенно вышли из употребления. Иной читатель, без особого внимания пробежав глазами эту главу, не вдумываясь в ее содержание, может спросить: - К чему же, все-таки, нам, филателистам, такая премудрость? А вот к чему. Раскройте каталог на тех страницах, где описываются марки первого стандартного выпуска СССР. Сравните два выпуска: «1923 г., октябрь - 1924 г., январь» и «1924 г., февраль - 1925 г., январь». Тот и другой - без зубцов. Как отличить марки этих выпусков, если в каталоге говорится: 116. 2 к. зеленая. Крестьянин. 134. 2 к. зеленая. Крестьянин. 117. 3 к. кирпично-красная. Красноармеец. 135. 3 к. кирпично-красная. Красноармеец. И так почти до конца, во всяком случае до №№ 125 и 146. Положите эти марки рядом, присмотритесь к ним, и вы убедитесь, что они похожи, как близнецы. Правильно определить принадлежность каждой из этих марок к тому или другому выпуску может лишь тот, кто усвоил отличительные свойства способов типографской и литографской печати. Эта как раз тот случай, когда знание «полиграфической премудрости» (и только ее!) дает филателисту выход из трудного положения. Мы привели лишь только один пример, практика вам подскажет десятки аналогичных. |
Читайте: |
---|