Коллекционеры:

А.П. Чехов

News image

Известно, что А. П. Чехов проявлял интерес к почтовым мар-кам, интересовался работой почтовых служб разных стран, вел об-ширную переписку с др...



МОТИВНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Литература - Что нужно знать филателисту

Первая ступень тематической коллекции носит название мотивной. Мотив - главная идея всякого произведения искусства, основной его элемент. Искусствоведческий термин вошел в филателию не случайно. Он точно определил характер нового направления - тематического коллекционирования. Филателиста, собирающего тему, интересуют не все почтовые марки, а только те из них, которые имеют художественное значение. Мотивная, а затем тематическая коллекция - это коллекции художественных миниатюр, произведений изобразительного искусства и промышленной графики.

Мотивная коллекция - первая проба сил, знакомство с основами филателии. Правила ее создания несложны, но соблюдение их обязательно. Следуя им, осваивая их на практике, начинающий филателист впервые постигает разницу между собранием случайных марок и стройной, красивой коллекцией, познает законы классификации коллекционного материала, принципы оформления коллекции.

Для такой коллекции достаточно марок одной страны, по мотивам своих рисунков отвечающих избранной теме. Никаких разновидностей, конвертов, спецгашений - только марки, отмеченные в каталоге основными номерами. И располагать их в коллекции нужно в хронологическом порядке, т. е. в том порядке, в каком они выпускались в обращение.

Предположим, избран мотив «Лениниана». Следовательно, в коллекцию предстоит включить все почтовые марки СССР, отображающие жизнь и революционную деятельность Владимира Ильича Ленина, - с портретами и репродукциями картин, скульптурными изображениями и памятниками.

Мотив избран. Теперь предстоит внимательно ознакомиться с каждой из трех с половиной тысяч почтовых марок СССР и решить, какие из них следует включить в задуманную коллекцию. Здесь приходит на помощь каталог «Почтовые марки СССР». В нем подробно описана каждая марка, выпущенная в нашей стране, и дано ее черно-белое изображение.

Медленно перелистывая книгу, внимательно всматриваемся в изображения марок, знакомимся с содержанием каждой отдельной марки, серии или почтового блока, своим рисунком связанных с избранной темой. Записываем год выпуска и каталожный номер всех знаков почтовой оплаты, которые выглядят подходящими для нашей темы.

Прежде чем приступить к сбору коллекционного материала, нужно обязательно твердо решить еще один вопрос: какие же марки включить в коллекцию - чистые, не бывшие в употреблении, или погашенные почтовым штемпелем? Решить этот вопрос будет не так-то просто, но сделать это совершенно необходимо; коллекция должна быть составлена либо из одних чистых, либо из одних гашеных марок. Смешение тех и других на одном листе выглядит неряшливо и некрасиво, портит впечатление, нарушает эстетические требования.

Конечно, коллекция, скомплектованная из чистых марок, выглядит наряднее и привлекательнее. Но чистые советские марки довоенного периода (1921 - 1941 гг.) найти труднее, и стоят они значительно дороже гашеных. Есть над чем поразмыслить.

Решив этот вопрос, можно приступить к поискам нужных марок.

Марки постепенно накапливаются в кляссере. Скоро наступит время раздумий над тем, как должна выглядеть завершенная коллекция, коллекция в целом.

Коллекцию почтовых марок удобно хранить в альбоме, но тогда она будет доступна немногим - автору и его близким друзьям. А ее хочется показать в школе .или клубе, а то и на городской филателистической выставке. Тема вполне того заслуживает. Тогда придется переклеивать марки на выставочные листы. От переклейки они портятся. Не лучше ли сразу их размещать на листах и хранить в большой папке?

Разумеется, размещение марок на листах следует начинать не сразу, а лишь тогда, когда сбор материала подходит к концу. Иначе появление новых марок заставит многократно переделывать листы, а это довольно хлопотно.

Раньше считалось, что для выставочных листов следует брать черную или темную бумагу. На ней, мол, марки лучше выделяются. Практикой доказано, что листы темных оттенков на выставочных стендах выглядят слишком мрачно и портят впечатление от коллекции. Теперь принято размещать марки на готовых листах плотной белой или светло-кремовой бумаги стандартного альбомного формата (примерно 25х30 сантиметров). Удобнее листы с нанесенной на них «филателистической сеткой». Густая сетка, состоящая из крупных и мелких квадратов, напечатанная бледной краской, образует приятный, спокойный тон, облегчает расчет листа и размещение марок на нем, нанесение надписей, рамочек и т. д.

Раз уж решено хранить коллекцию на листах, надо их оформить так, как это принято для филателистических выставок.

Принцип оформления коллекции можно выразить двумя словами: строгость и простота. Никаких завитушек, виньеток, цветочков! Все надписи делаются от руки тушью одного цвета - черной, синей или коричневой. Шрифт надписей - рукописный или печатный - самых простых начертаний. Никакой вычурности, витиеватости. В крайнем случае допускается делать надписи на пишущей машинке, но только на самом листе. Приклеивание машинописных строк к выставочному листу не разрешается.

Надо всегда помнить, что коллекцию красят марки и только марки - они в ней главное. Стремление к излишнему украшательству обычно .приводит к совершенно обратным результатам - марки теряются среди посторонних элементов оформления листа.

Первым исполняется титульный лист. На нем крупно пишут название коллекции, а внизу, помельче - имя и фамилию автора, название города, где он живет, дату завершения коллекции.

Со второго листа начинается сама коллекция. Можно украсить его небольшим (размером в среднюю марку) изящным и тщательно исполненным рисунком. Но рисунок, вообще-то говоря, совершенно не обязателен. Все зависит от общего стиля оформления, избранного автором коллекции, от его художественного вкуса и возможностей. Не все же, в конце концов, умеют рисовать!

Без рисунков можно вполне обойтись, но величайшая тщательность и аккуратность в оформлении коллекции совершенно необходимы. Располагать марки на листах следует свободно (желательно не более 12 - 15 штук на листе) и горизонтально. Хороший вкус не позволит разбрасывать их по листу веером, растягивать по кругу, по дуге, в форме какой-либо фигуры.

Марки крепятся к листам различными способами: при помощи клеммташей, наклеек или на подкладках (на аккуратно вырезанных кусочках черной бумаги, чуть-чуть выступающих за края марки - так лучше выделяются ее зубцы). Для подкладок применяется только черная бумага. Марки, прикрепленные к листу наклейками, нужно обвести рамочками.

Поместив на лист последнюю марку, автор мотивной коллекции иногда испытывает противоречивые чувства. К радости свершенного примешивается какая-то не вполне осознанная неудовлетворенность. Вроде все сделано, как полагается, и вместе с тем что-то не так. Работа над первой коллекцией обогатила опытом, он получил много новых знаний - и не только филателистических. Изучая марки, посвященные Владимиру Ильичу Ленину,. он задумывался над вехами жизни великого революционера и вождя. Марки тем и привлекательны, что от них всего шаг до книги. Не раз коллекционеру пришлось обращаться к биографии В. И. Ленина, с упоением читать воспоминания людей, которым посчастливилось лично знать Ильича, жить и работать рядом с ним.

Теперь во всеоружии полученных знаний начинающий филателист построил бы свою коллекцию иначе. На самом деле, почему живописный рассказ об Ильиче надо начинать с траурной марки - со дня смерти, а не со дня рождения? Почему, рассказывая о вожде, .марки, посещенные в коллекции, умалчивают о деле его жизни - о первом советском социалистическом государстве?

Раз встали такие вопросы, возникла неудовлетворенность сделанным, - значит, родился коллекционер. Он понял, что для создания настоящей коллекции мало легкого увлечения. Ее рождают знания, вдохновенный труд и настойчивость. И первая коллекция - всего лишь проба сил и своеобразное испытание на право называться филателистом. Кому пришелся по душе досуг наедине с почтовой маркой нашей Родины, тот не остановится на элементарной мотивной коллекции. Он непременно создаст содержательную тематическую коллекцию.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Раритеты:

РАРИТЕТЫ БЕРЛИНСКОГО ПОЧТОВОГО МУЗЕЯ

News image

Старейший и крупнейший в мире имперский почтовый музей в Берлине имел перед второй мировой войной ря...

Читать

ТРЕУГОЛКИ МЫСА ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ

News image

Первые марки Мыса Доброй Надежды - мечта любого филателиста. Они были первыми марками Африки и пе...

Читать

ТИФЛИССКАЯ УНИКА

News image

Выпущенная ограниченным тиражом задолго до официального начала почтового обращения марок на территории Российской империи, эта ск...

Читать

Новости:

ПОЧТОВЫЕ НОВОСТИ

News image

В КОНЦЕ июля была выпущена серия из пяти почтовых марок, посвященная популярным породам декоративных собак: чихуахуа, тойтерьеру, карликовому пуделю, французскому бу...

НОВОСТИ ИЗДАТЦЕНТРА МАРКА

News image

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ новинки 2001 г. начались уже 10 января с серии из пяти марок, посвященных различным административным территориям: Республике Дагестан, Кабардино-Балкарии, Ко...

ПОЧТОВЫЙ КОНКУРС: 10 ЛУЧШИХ МАРОК

News image

На рубеже веков Издательско-торговый центр Марка Министерства Российской Федерации по связи и информатизации предлагает всем любителям почтовых миниатюр вы...

Авторизация



Описание марок:

ЮРИЙ ГАГАРИН В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛАТЕЛИИ

News image

У филателистов, собирающих марки по теме Космос , историческому полету Юрия Гагарина посвящен один из...

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ

News image

Запуск первого искусственного спутника, осуществленный в СССР в 1957 году, ознаменовал начало нового направления в фи...

МАРШАЛЫ СССР В ФИЛАТЕЛИИ

News image

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года было введено воинское звание Маршала Со...

РИСУНКИ НА МАРКАХ

News image

За 165 лет рисунки на почтовых марках приобрели огромное разнообразие. Теперь почтовые миниатюры ярко иллюстри­руют об...