Коллекционеры:

WALTON EUGENE TINSLEY (1921–1999)

News image

Walton Eugene Tinsley. Уолтон Юджин Тинсли.             Тинсли был выдающимся коллекционером и писателем. Наиболее известными были его коллекции классических марок Ме...

Главная - Что нужно знать филателисту - ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ


ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Литература - Что нужно знать филателисту

Если пользоваться терминологией регламента ФИП, «тематической считается такая коллекция, которая построена по определенному плану и материал которой разрабатывает определенную тему своим рисунком или целью выпуска». Причем сам план коллекции - дело сугубо творческое и индивидуальное. Каждый филателист разрабатывает его самостоятельно или при помощи более опытных товарищей. Следовательно, ее принцип прямо противоположен принципу хронологической коллекции, которая строится по раз и навсегда разработанному, одинаковому для всех плану - каталогу.

Советский Союз - родина коммеморативных почтовых марок, пропагандирующих бессмертные идеи марксизма-ленинизма, отражающих последовательное воплощение их в жизнь. Бесконечное разнообразие, глубина идейного содержания почтовых марок СССР и социалистических стран предоставляют изумительные возможности для создания обобщающей коллекции, темой которой может стать дорогая каждому советскому человеку памятная дата, приближение которой ощущается в ритме жизни нашего народа, - 100-летие со дня рождения

создателя Советского государства Владимира Ильича Ленина (1970 г.). Трудно найти более близкую нам, глубокую и более захватывающую тему. Начав разработку ее сейчас, можно к юбилейным торжествам подготовить великолепную коллекцию. Обилие исторического и филателистического материала открывает перед каждым коллекционером необъятные просторы для творческой разработки плана и создания яркой, надолго запоминающейся тематической коллекции.

Предположим, что ваш выбор пал на тему «100 лет со дня рождения великого вождя трудящихся всего мира Владимира Ильича Ленина». Начнем с плана. Для этого нам следует внимательно ознакомиться с научной биографией Владимира Ильича, составленной Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и выпущенной в свет Политиздатом. Это позволит выделить главные этапы жизни н революционной деятельности В.И. Ленина:

1. Детство и юность. Начало революционной деятельности (1870 - 1893 гг.).

2. Вождь революционного пролетариата России (1893 - 1896 гг.).

3. В сибирской ссылке (1897 - 1900 гг.).

4. За марксистскую партию нового типа! (1900 - 1904 гг.).

5. На первый штурм царского самодержавия (1905 - 1910 гг.).

6. В годы нового революционного подъема. Первая мировая война (1910 - 1917 гг.).

7. Вдохновитель и вождь Великого Октября (1917 г.).

8. Основатель Советского государства (1917 - 1920 гг.).

9. Зодчий нового, гуманного общества (1920 - 1922 гг.).

10. Последний год жизни и деятельности В.И. Ленина (1923 - 1924 гг.).

Разумеется, примерное перечисление главных разделов темы, которое приводится здесь, - всего лишь общее направление будущего плана. Вдумчивое знакомство с литературой, скрупулезное изучение почтовых марок, своим рисунком или целью выпуска посвященных избранной теме, позволит коллекционеру разработать детальный и исчерпывающий план с точным определением границ каждого раздела. Чем глубже изучен материал, тем точнее план, тем оригинальнее и интереснее будет сама коллекция.

Требования к тематической коллекции более высокие и строгие. Прежде всего, она должна быть максимально полной, включать в себя не только марки, но и весь филателистический материал, относящийся к избранной теме. В крайнем случае - подавляющее большинство его.

Материалом для тематической коллекции должны служить марки не одной страны, а всего мира или, по крайней мере, большой группы стран. Для нашего примера вполне достаточно марок социалистических стран, так как в капиталистических государствах, по вполне понятным причинам, марки такой тематики не выпускаются.

План готов. Можно приступать к предварительному изучению коллекционного материала. Разумеется, основой коллекции станут отечественные марки - описание их мы найдем в советском каталоге. Но для тематической коллекции этого мало. Предстоит внимательно просмотреть каталоги почтовых марок социалистических стран.

В каталогах встретятся не только марки-одиночки, но и целые серии. Например, траурная серия почтовых марок СССР 1924 г., состоящая из четырех марок, одинаковых по рисунку и цвету, но разных как по достоинству (3, 6, 12 и 20 коп.), так и по оформлению (без зубцов и с зубцами 13 1/2). Или серии, выпущенные к 10-летию (1934 г.) и 20-летию (1944 г.) со дня смерти В.И. Ленина. Четыре марки, включенные в обе серии, одинаковы по рисункам. На них воспроизведены портреты В.И. Ленина, относящиеся к разным периодам его жизни: к детским и юношеским годам и к годам зрелости. Эти марки различаются лишь памятными датами (на одних надпись: «1924 - 1934», на других-«1924 - 1944») и достоинством (серия 1934 г. - 1, 3, 5 и 10 коп., серия 1944г. - 30, 45, 50 и 60 коп.).

Мы намеренно останавливаемся на этих сериях. Они помогут наглядно разъяснить некоторые законы тематической коллекции.

Эти законы требуют, во-первых, включения в коллекцию всех марок, подходящих для глубокой разработки темы, в том числе и таких, которые совершенно одинаковы по рисунку, но различаются цветом и достоинством или принадлежат к числу каталогизированных разновидностей основных выпусков, т. е. отличаются от них наличием или отсутствием перфорации, типом или величиной зубцовки и т. д. Следовательно, в создаваемую нами коллекцию следует обязательно поместить все марки трех серий.

Эти законы требуют, во-вторых, при работе с сериями рассматривать каждую марку в отдельности; и если по сюжетам своих рисунков они относятся к разным разделам темы, помещать каждую марку в тот раздел коллекции, который она может подкрепить своим рисунком или целью выпуска. Следовательно, серии помещаются в тог или иной раздел коллекции целиком только в том случае, если все включенные в них марки иллюстрируют этот раздел. Например, оба варианта серии 1924 г. мы имеем право поместить целиком на одном листе заключительного раздела коллекции, так как по цели своего выпуска все марки этой серии имеют одинаковое значение. И, наоборот, серии 1934 и 1944 гг. мы обязаны разрознить. Их первые две марки относятся к первому разделу коллекции, а третья и четвертая - к седьмому и восьмому ее разделам.

Эти законы требуют, в-третьих, строить коллекцию не по хронологии выпуска марок в обращение, а строго по хронологии темы, намеченной планом. Следовательно, законное место первых советских ленинских марок, выпущенных в 1924 г., - в десятом разделе коллекции, а марки более поздних выпусков (1934 и 1944 гг.) займут свое место в ее первом, седьмом и восьмом разделах.

Но мы уже знаем, что одних только марок для тематической коллекции недостаточно. В ней обязательно должна быть широко представлена так называемая «филателистическая документация»: конверты первого дня, специальные и памятные гашения, старые письма и другие уникальные вещи. Следовательно, кроме марочных каталогов предстоит внимательно просмотреть «Каталог советских специальных почтовых штемпелей», изданный Главной филателистической конторой в 1963 г., а также другие издания, в которых имеются более свежие данные (сборник «Советский коллекционер», журнал «Филателия СССР»). А кроме того, следить за текущими гашениями, проявлять инициативу в поисках оригинальных вещей, имеющих строго филателистический характер (почтовое происхождение). Поучительным примером может послужить выдающаяся ленинская тематическая коллекция почтовых марок, собранная одним московским филателистом. Она отмечена почетными наградами на многих отечественных и международных филателистических выставках. Единодушно признанной жемчужиной этой коллекции является, в частности, хорошо сохранившийся конверт старого письма, марка которого погашена календарным почтовым штемпелем Симбирска (ныне Ульяновска) с датой: 1873 год. Было бы еще интереснее иметь в такой коллекции целое письмо, отправленное из родного города В. И. Ленина в 1870 году его отцом. Но пока об этом советские филателисты только мечтают.

Не следует смущаться, что подготовительный период займет довольно много времени, и это вполне естественно. От того, насколько коллекционер овладеет литературным, историческим и филателистическим материалом, будет зависеть глубина разработки темы, идейно-теоретическое и художественное качества коллекции. И не стоит удивляться, если предварительное изучение коллекционного материала заставит внести поправки в первоначальный план. Придется исходить из того, что имеется, что уже выпущено в обращение, а не из того, что хотелось бы иметь.

Вполне может случиться, что предварительное изучение коллекционного материала по каталогам принесет известное разочарование. Окажется, что некоторые разделы намеченного нами плана «повиснут в воздухе», - еще не изданы марки, которыми их следовало бы иллюстрировать. Не беда! Коллекционирование - живое, всегда меняющееся дело. Оно не стоит на месте. Сегодня нужных марок нет-завтра они появятся у нас или в социалистических странах. А случается и так, что новый выпуск марок, новое памятное гашение заставят снова и снова пересматривать намеченный план.

Увлекательность работы над тематической коллекцией возрастает в том случае, если ее автор упорен в поисках. Легче всего вносить поправки в план, идти по линии наименьшего сопротивления. Но каждая поправка немедленно мстит за себя. Исключая из плана тот или иной раздел, мы сознательно ухудшаем коллекцию, делаем филателистический рассказ о жизни и революционной деятельности В.И. Ленина неполным, фрагментарным. Только настойчивость в поисках, глубокое изучение коллекционного материала приведут к победе - к созданию максимально полной, оригинальной и неповторимой коллекции.

Надо иметь в виду еще одно обстоятельство. Основным достоинством всякой тематической коллекции признается глубина раскрытия избранной темы, наглядно иллюстрирующая высокий уровень филателистических и специальных знаний ее автора. Для такой коллекции, естественно, недостаточно материала, который только «разрабатывает определенную тему своим рисунком», - это удел мотивной коллекции. В тематической коллекции обращается особое - внимание на знаки почтовой оплаты и другие материалы, иллюстрирующие новые аспекты темы «целью своего выпуска».

Ради наглядности вернемся к нашему плану коллекции. Мы обязаны дополнить его, по крайней мере, еще одним разделом:

11. Торжество великих идей ленинизма (1924 - 1970 гг.).

Содержание нового раздела составят коллекционные материалы, выпущенные в СССР и социалистических странах, отражающие целью своего выпуска такие понятия:

«Социализм стал реальной действительностью во многих странах мира. Ленинизм - великое знамя борьбы народов за мир и дружбу, за свободу и национальную независимость, против цепей колониализма. Дело Ленина непобедимо!»

Очень уместен будет и специальный раздел, посвященный увековечению памяти В.И. Ленина. Назовем его так:

12. Имени Ленина

В него войдут почтовые марки, блоки, памятные гашения и другие вещи, связанные с Ленинградом, ленинским планом ГОЭЛРО, Ленинскими премиями, с изображением ордена Ленина, посвященные предприятиям и другим организациям, носящим его имя.

Мотивная коллекция, как мы уже убедились, по принципам комплектования и расположения коллекционного материала во многом напоминает хронологическую. Тематическая коллекция принципиально отличается и от той, и от другой. Ее основой служит глубокая разработка темы по литературным источникам. Предварительная работа заканчивается составлением плана. Если коллекционер пренебрежет этим, предпочтет легкую тропинку поверхностного ознакомления с темой, он неизбежно придет к мотивной коллекции. Тематической у него не получится.

Коренное отличие тематической коллекции от мотивной - план, глубокая предварительная разработка темы. И только после того как эта черновая работа закончена (никак не раньше!), можно приступать к комплектованию самой коллекции. Техника комплектования и оформления коллекции мало отличается от того, что уже описано в главе «Мотивная коллекция». Разве тем, что вводится второй лист - оглавление или план коллекции. На нем красиво начертаны названия разделов коллекции. И каждый раздел начинается с нового листа, так же, как каждая глава в книге начинается с новой страницы. Заглавный лист каждого раздела можно украсить небольшим рисунком или виньеточкой, размером в среднюю почтовую марку. Тема рисунка - символическое изображение содержания раздела.

Филателия приносит много радости, с большой пользой заполняет досуг человека любознательного, активного, упорного, склонного упрямо докапываться до сути явления, а не принимать на веру все, что доводится услышать. Под поверхностью легкого увлечения малыми формами графики в ней лежит глубокий интерес к самостоятельному исследованию, к классификации собранного материала, умение за малым видеть большое, создать его и поделиться своим открытием с товарищами - знакомыми и незнакомыми. Ведь сама по себе коллекция - это не случайное, а систематизированное, тщательно изученное собрание знаков почтовой оплаты и другого филателистического материала, представляющее научный, исторический или художественный интерес. Из разрозненных изображений, разбросанных на марках разных времен и стран, строится целое - тематическая коллекция.

По методам и принципу своего комплектования тематическая коллекция поднимается на уровень классической, впитывает в себя ее лучшие черты, в первую очередь, - полноту подбора коллекционного материала по его основным разновидностям. Мы имеем в виду, разумеется, только подлинные разновидности, такие, как марки с зубцами и без зубцов, с разными зубцовками и водяными знаками, с памятными надпечатками, кляйнбогены и т. д. «Разновидности», которые правильнее называть полиграфическим браком, а также искусственно созданные «редкости», вроде так называемых «диких гашений», не имеющих отношения к почте и не ею выпущенных, включать в тематическую коллекцию решительно не рекомендуется. Краткая характеристика разновидности обязательно приводится под каждой маркой.

На листах тематической коллекции не разрешается помещать каких-либо пространных надписей, цитат, фотографий, вырезок из печатных изданий и прочих вещей непочтового происхождения. Но это совсем не означает, что они признаются нежелательными. Как раз нет. Все литературные, изобразительные или документальные материалы, не имеющие строго филателистического характера, но органически примыкающие к избранной теме и дополняющие коллекцию, признаются ее неотъемлемой частью. Они выделяются в особый раздел коллекции и именуются монографией.

Если в коллекции допустимы только строго филателистические материалы, своим содержанием и целью выпуска разрабатывающие заявленную тему, то в монографии слово предоставляется автору коллекции. Он может подробно рассказать в ней о своем замысле и методах его воплощения, дать дополнительные пояснения к отдельным экспонатам и целым разделам коллекции, аргументируя любым историческим или иллюстративным материалом, не имеющим филателистического характера. Повышая идейно-теоретический уровень коллекции, монография вместе с тем наглядно свидетельствует, насколько глубоко коллекционер изучил избранную тему, насколько творчески подошел к ее разработке.

Обычно монография прилагается к тематической коллекции в виде брошюры. Это совсем не значит, что брошюра должна быть предварительно издана или напечатана в типографии. Она может быть аккуратно написана ют руки или напечатана на машинке, но обязательно хорошо оформлена .и переплетена.

Такова творческая природа тематической коллекции почтовых марок. В ней увлекательность и неоспоримые преимущества тематического коллекционирования вообще. Оно создает широкий простор для самостоятельной исследовательской работы, для творческой инициативы и смелых, оригинальных решений, как бы обращаясь к коллекционерам зовущими словами Владимира Маяковского:

Твори,

выдумывай,

пробуй!

И выставка тематических коллекций, пусть даже все они будут на одну тему, изумит зрителя творческим разнообразием. Каждая коллекция на такой выставке скомплектована и оформлена не по единому шаблону, а несет на себе неизгладимый отпечаток творческой индивидуальности автора. Именно автора. Создатель тематической коллекции - ее подлинный автор по замыслу и исполнению. Он самостоятельно разрабатывает свою тему, а не иллюстрирует каталог.

Поэтому здесь очень уместно подчеркнуть: не рассматривайте приведенную разработку как шпаргалку, не копируйте ее. Это всего лишь пример, поясняющий, как создается план тематической коллекции и как рациональнее организовать ее комплектование и оформление, каким законам филателии подчиняется данный тип коллекции. Составляйте план своей коллекции так, как вам кажется лучше, так, чтобы ваша коллекция, одинаковая по теме с коллекциями ваших друзей, не повторяла бы их. Чтобы эта оригинальная коллекция была ваша и ничья больше!

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Раритеты:

РАРИТЕТЫ БЕРЛИНСКОГО ПОЧТОВОГО МУЗЕЯ

News image

Старейший и крупнейший в мире имперский почтовый музей в Берлине имел перед второй мировой войной ря...

Читать

ТРЕУГОЛКИ МЫСА ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ

News image

Первые марки Мыса Доброй Надежды - мечта любого филателиста. Они были первыми марками Африки и пе...

Читать

ТИФЛИССКАЯ УНИКА

News image

Выпущенная ограниченным тиражом задолго до официального начала почтового обращения марок на территории Российской империи, эта ск...

Читать

Новости:

ПОЧТОВЫЕ НОВОСТИ

News image

В КОНЦЕ июля была выпущена серия из пяти почтовых марок, посвященная популярным породам декоративных собак: чихуахуа, тойтерьеру, карликовому пуделю, французскому бу...

НОВОСТИ ИЗДАТЦЕНТРА МАРКА

News image

ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЕ новинки 2001 г. начались уже 10 января с серии из пяти марок, посвященных различным административным территориям: Республике Дагестан, Кабардино-Балкарии, Ко...

ПОЧТОВЫЙ КОНКУРС: 10 ЛУЧШИХ МАРОК

News image

На рубеже веков Издательско-торговый центр Марка Министерства Российской Федерации по связи и информатизации предлагает всем любителям почтовых миниатюр вы...

Авторизация



Описание марок:

ЮРИЙ ГАГАРИН В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛАТЕЛИИ

News image

У филателистов, собирающих марки по теме Космос , историческому полету Юрия Гагарина посвящен один из...

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ

News image

Запуск первого искусственного спутника, осуществленный в СССР в 1957 году, ознаменовал начало нового направления в фи...

МАРШАЛЫ СССР В ФИЛАТЕЛИИ

News image

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года было введено воинское звание Маршала Со...

РИСУНКИ НА МАРКАХ

News image

За 165 лет рисунки на почтовых марках приобрели огромное разнообразие. Теперь почтовые миниатюры ярко иллюстри­руют об...

Энциклопедия:

Драматическая филателия

В 1961 году после гибели в авиакатастрофе Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда в Соединенных Штатах выпустили почтовую марку с его портретом и рисунком здания ООН в Нью-Йорке. Марка ко...