Филателия и кризис |
Статьи - Все о филателии |
В то время как коллекционирование марок в качестве популярного хобби теряет позиции, настоящие энтузиасты филателии увеличивают ставки. На высшем уровне филателия становится все более конкурентной, пишет The Wall Street Journal. В коллекции француза Мориса Адида (Maurice Hadida) есть конверт 1852 года, отправленный из Танжера, и самая первая английская марка, отправленная из Морокко в Великобританию в 1860 году. Альбом Адида, соглашаются филателисты, — один из самых грандиозных в мире. Но чтобы выиграть главный приз на всемирном чемпионате коллекционеров марок в Лондоне в мае, Адида должен одолеть двух серьезных конкурентов — один из них собирает исландские марки морской почты, другой — специализируется на марках Транссибирской магистрали. 58-летний Адида, француз, родившийся в Марокко, занимает руководящую должность в страховой компании. Он является одним из ведущих филателистов, среди которых много руководителей компаний, политиков и высших государственных деятелей, таких как президент Франции Николя Саркози и Английская королева Елизавета Вторая. Несмотря на количество энтузиастов, искусство коллекционирования почтовых принадлежностей идет на спад. Это увлечение, получившее распространение с середины 19 века и названное филателией в 1864 году, утрачивает позиции по мере того, как молодежь все больше уходит в Интернет в поисках общения и развлечений. «Молодому поколению больше не надо собирать марки, чтобы открывать мир, — комментирует в интервью The Wall Street Journal Джозеф Волф (Joseph Wolff), президент Международной федерации филателии. — Они могут просто включить компьютер». А на высшем уровне филателия становится все более конкурентной. Только около 2000 человек в мире обладают коллекциями, которые могут участвовать в международных конкурсах, считают эксперты Всемирного почтового союза. Претенденты могут представлять материал в разных категориях, в том числе таких, как история почты, аэрофилателия, авиапочта, максимафилателия, история почтовых открыток. Но чтобы пройти отбор, участники должны иметь опыт побед на местных или национальных конкурсах. Это увлечение требует времени и значительных инвестиций, говорят коллекционеры. Одна из самых ценных марок в мире сегодня — однопенсовая оранжевая марка с острова Маврикий, пишет The Wall Street Journal. В филателистских кругах ее считают своей «моной лизой». Существует лишь два экземпляра, стоимость каждого оценивается в 4 млн долларов, говорит парижской брокер Паскаль Бер (Pascal Behr). Особое место занимает также выпущенная в 1848 году марка Blue Mauritutius («Голубой Маврикий»). Она прославилась благодаря опечатке: на ней вместо привычной надписи Post Paid («Для оплаты почты») написано Postoffice («Почтовое министерство»). Эта ошибка считается самой известной в истории филателии. Стоимость этих марок достигает баснословных сумм. Остров Маврикий, бывший в XIX веке британской колонией, выпустил свои почтовые марки через 7 лет после появления «Черного пенни», пишет журнал «Почта России». Готовясь к престижному лондонскому конкурсу, Адида последние несколько месяцев провел в интернет-поисках, переговорах с торговцами марок и за чтением специализированных журналов. Первая в мире почтовая марка была выпущена в Великобритании 6 мая 1840 года. Она была отпечатана черной краской и имела номинал в один пенс, за что получила название «Черный пенни». На марке изображен портрет королевы Виктории, а название государства отсутствует. Эта традиция соблюдается англичанами и по сей день: на всех марках Великобритании, независимо от сюжета, помещен портрет короля, а название страны не указывается (традиция была нарушена лишь однажды — в 1964 году, в связи с выпуском юбилейной марки с портретом Шекспира), напоминает журнал «Почта России». В настоящее время известно примерно 30-40 писем, отправленных в день, когда власти Великобритании выпустили в обращение первую марку. Вероятно, с того же времени возникла традиция коллекционировать конверты первого дня, то есть немаркированные конверты, на которых марки погашены в первый день их выпуска. С распространением нового увлечения в некоторых странах стали создаваться клубы филателистов, в 1881 году состоялась первая международная выставка марок. Франция, в которой марки стали выпускать с 1849 года, славится развитой и богатой филателистской культурой. Один из старейших альбомов марок был создан в Париже в 1862 году. В XX веке эта страна была центром филателии, многие французы побеждали на международных конкурсах коллекционеров, напоминает в интервью The Wall Street Journal Жан-Франсуа Ложетт (Jean-François Logette), глава управления филателии Всемирного почтового союза. Но в 1970-ые годы после смерти нескольких ведущих французских коллекционеров их альбомы были выставлены на продажу родственниками, и Франция потеряла часть своего филателистского наследия, говорит Ложетт. По данным Французской федерации ассоциаций филателии, за последнее десятилетие число участников филателистских клубов во Франции сократилось с 60 тысяч до 40 тысяч человек. За последние 31 год Адида собрал несколько сотен конвертов, хотя, по его словам, он не считал, сколько предметов в его коллекции. Среди самых ценных его находок — первый конверт, отправленный с марокканской авиапочтой в 1911 году. В Лондоне Адида, неоднократно побеждавший на конкурсах, может столкнуться с некоторыми препятствиями: коллекционировать почтовые марки старых французских колоний сейчас немодно. Актуальная тема сегодня — приключения, полярные экспедиции и письма с китобойных станций. Ложетт полагает, что следующей масштабной тенденцией станут сюжеты, посвященные изменению климата. Это может заинтересовать молодое поколение, полагает он. Блеск и нищета филателистов Для государства выпуск марок это не только вопрос престижа, но и существенный дополнительный заработок. В мире это понимают. Несколько лет назад только на одной серии марок с Элвисом Пресли почта США заработала 38 млн. долларов. Да и в СССР производство знаков почтовой оплаты приносило в казну ощутимый доход, в том числе за счет филателистов, союз которых считался одним из самых авторитетных в мире. При этом сложилась весьма парадоксальная ситуация: на фоне роста инвестиционной привлекательности вложений в знаки почтовой оплаты в современной России выпуск художественных марок сократился практически до нуля, а некогда влиятельная организация едва сводит концы с концами. У исполнительного директора Союза филателистов России Виктора Синегубова почти не остается времени на изучение каталогов – он озабочен только одним вопросом: где взять деньги, чтобы оплатить аренду офиса, который занимает его организация. «Раньше государство нам помогало, – сокрушается он, – а сейчас мы предоставлены сами себе». |
Читайте: |
---|