История одной марки. О мужественном летчике и нечистоплотных филателистах |
Статьи - Раритеты |
..ПОЧТИ неслышные шаги мягких сапог по ковру. И вдруг вопрос: вы знаете об августовском перелете Леваневского в Америку? Вот оно, главное здесь, мгновенно подумал нарком связи. Да, товарищ Сталин . - Это очень важно для нашей страны. Очень важное событие, весь мир должен знать о возможностях нашей страны, ее технике, людях . Сталин подошел к столу и последние слова будто акцентировал постукиванием трубки по сукну. И как же вы собираетесь отметить это событие? Нарком молчал, и секунды казались ему часами. Снова заговорил Сталин: до 3 августа (почти два месяца) у вас имэется время исправить положение. Товарищ Сталин, проект марки создается не за полтора месяца, работают художники, полиграфисты, делаются многократные пробные варианты, макеты... - Исправляйте то, что вы нэ сделали , - теперь кавказские нотки звучали явственно безапелляционно. Нарком понял, что аудиенция окончена, поднялся, попрощался и пошел к выходу. Вдогонку раздалось: Ви найдйотэ выход, время есть . Вернемся немного назад. По инициативе О.Ю. Шмидта в 1933 г. организуется экспедиция на пароходе Челюскин . Корабль должен был пройти за одну навигацию Северным морским путем из Мурманска во Владивосток. Надо сказать, что энергией Шмидт обладал бешеной - он и пробил решение об экспедиции, и организовал ее саму. И что особенно поразительно - пароход (не ледокол!) прошел до Берингова пролива, ну, а дальше был вынесен льдами обратно в Чукотское море и раздавлен там 13 февраля 1934 г. Экспедиция выгрузилась на лед. Построили лагерь, для женщин и двух детей даже соорудили маленький барак, оборудовали радиостанцию и связались с землей. И ждали помощи. За этими героическими буднями следила вся страна. Да что страна, следил весь мир! Сразу правительство создало комиссию по спасению и сделало все, чтобы выручить людей. Организовали авиаотряд. Летчики Леваневский и Слепнев и уполномоченный правительственной комиссии Ушаков срочно вылетели в Америку, где закупили 2 самолета для перегона с Аляски на Чукотку. Леваневский, решительный и мужественный летчик, но не обладавший северным опытом и выдержкой, решил пробиваться через непогоду, а это по тем временам и при той технике граничило с безрассудством. Слепнев переждал и благополучно доставил самолет. Леваневский же свой разбил, прислав, правда, телеграмму: Побежденным себя не считаю, готов снова к работе . Быстро подлечившись, а он сильно ударился при посадке в торосах, да перед этим из-за отсутствия видимости поранил руку, выбив стекло в кабине (и все же шел вперед, не возвращаясь, да еще обходил облачность на бреющем полете), что и дало повод опытным полярным авиаторам упрекать его в недостатке летной грамотности , Леваневский на самолете У-2 оказал помощь больному аппендицитом, доставив его с берега до больницы в Ванкарем. Так что практически спасение челюскинцев прошло без него. 13 апреля 1934 г. спасение было завершено. Подготовлена телеграмма правительству. Ввиду отсутствия летчика Бабушкина Каманин предложил подписать телеграмму Леваневскому. И тот ее подписал, не спасши никого! И получил только что учрежденное звание Героя Советского Союза за номером 2. В дальнейшем Бабушкин погибнет при поиске самолета Леваневского после его второй трагической попытки перелета через Северный полюс в США, предпринятой 12 августа 1937 г. А теперь - к почтовой марке # 514, о которой уже упоминалось. Нарком, вернувшись от Сталина, собрал свой штаб и рассказал о поставленной задаче: за полтора месяца подготовить и выпустить марку в честь перелета Леваневского. Реакция была адекватной поставленной задаче - растерянность. Нарком опросил всех, предложений не было. Сбоку за отдельным столиком что-то протоколировал помощник наркома. Иосиф, что скажешь? Тот оторвался от бумаг и негромко сказал: Телеграфом отзовите со всех почтовых учреждений марку с Леваневским из челюскинской серии (марка # 489 - январь 1935 г. - спасение челюскинцев и первые Герои Советского Союза, среди них - Леваневский). Надо делать надпечатку о перелете на этой марке. Другого не дано. В крайнем случае разрешите доставку нарочными . Напряжение спало, сотрудники заулыбались, а кто-то на ухо соседу рассказал о таком высказывании наркома: Обязательно держите в аппарате одного мудрого еврея; пригодится . Шеф удовлетворенно хмыкнул, и перешли к реализации плана. Красную надпечатку нанесли на марку # 489, так появилась марка # 514. Но в спешке получилась накладка: в незначительной части тиража букву ф в слове Сан-Франциско набрали строчной, а не заглавной. Поэтому в каталоге есть марка # 514-1, их совсем немного, и это большая редкость. Сам по себе тираж 11 000 штук - некруглая цифра - выглядел несколько странно. На борт самолета Леваневского приняли 150 штук писем и открыток, франкированных марками с надпечаткой. Сама же марка поступила в продажу 2 августа 1935 г. Коллекционеры имели возможность купить марку с надпечаткой, наклеить ее на почтовое отправление и сдать на почту для отправки в США с самолетом Леваневского только 2 и 3 августа (причем 3-го числа - только утром). Делалось это, чтобы потом получить в коллекцию письма, прошедшие почту в дни перелета, т.е. с гашениями первого дня . И вот тут-то начинаются странности. Старые коллекционеры помнят, что о надпечатке с маленьким ф стало известно практически сразу. А вот о том, что часть тиража, очевидно, в количестве 1000 штук (отсюда и такой странный тираж - 11 000), сделана с надпечаткой вверх ногами - перевертка , да еще на светлом фоне; если бы это была случайная ошибка, то при неправильном заводе листа в перевернутом виде и надпечатка должна была оказаться на темной части листа, вверху, - так вот, о такой перевертке старые коллекционеры и слыхом не слыхали. Самолет после неудачного вылета вернулся и несколько дней ждал повторного старта. Скорее всего именно в это время недобросовестными дельцами из Советской филателистической ассоциации (СФА) и была добавлена (к первоначальному тиражу в 10 000, выглядевшему хоть малым, но нормальным) 1000 марок с переверткой , специально сделанная в целях дальнейших спекуляций на дутом раритете. Кстати, не так давно она появлялась среди филателистов... за 5500 долларов. Комментарии излишни! Вот так масштабно сработали дельцы от филателии. Интересно, что у наших и у польских авторов приводится следующий эпизод. На Тегеранской конференции руководителей великих держав в 1943 г. встретились Рузвельт, Сталин и Черчилль. Было известно, что Рузвельт - страстный коллекционер, и ему от советского правительства был подарен Леваневский с надпечаткой , причем по одной версии - с маленьким ф , по другой - перевертка , да еще изъятая из коллекции заместителя наркома иностранных дел Литвинова. И надо было видеть, как задрожали руки президента великой страны от этого подарка . Повторный старт Леваневского отложили, а затем и вовсе перенесли, и принятая в августе 1935 г. корреспонденция была отправлена в США обычной почтой. Вылет же все откладывался, затем его потеснила высадка на Северном полюсе папанинской четверки (20-22 мая 1937 г.). Потом 18-20 июня 1937 г. первый удачный перелет в США доверили Чкалову, а 12-14 июля второй перелет - Громову, и только третьим 12 августа 1937 г. должен был вылететь Леваневский с экипажем: Кастанаев, Левченко, Галковский, Годовиков, Побежимов. Вот такая героическая эпопея, а на ее фоне - грязная работа дельцов из СФА. |
Читайте: |
---|