МИНИАТЮРНЫЕ ПЛАКАТЫ В АЛЬБОМАХ |
Статьи - Марки |
Как говаривал патриарх непочтовок Ю.П.Турчинский, для того чтобы марка была ценной она должна быть не только редкой, но и красивой. И первого качества, и второго в избытке у марок, о которых ниже пойдёт речь. Однако цен в сотни и тем более тысячи долларов здесь не наблюдается. С другой стороны вообще нет и копеечных марок. Итак, рекламные марки. Или, как их именуют на Западе, постеры. Слово постер уже давно, второе десятилетие как обосновалось в русском языке. Отпечатать постер , на постере дать слоган - такое можно услышать везде, где работают с рекламой. По сути дела постер - это небольшой плакат или листовка, снабженная иллюстрацией. Характерный момент: постер в отличие от рекламных листовок - штука односторонняя. Он предназначен для наклеивания или вывешивания. Именно это качество сделало его синонимом рекламных марок. Тем не менее, у нас слово постер к непочтовым маркам пока не привилось. Однако именно рекламные марки вполне заслуживают того, чтобы иметь своё собственное название. Кстати, свою родословную они ведут как раз от плакатов. Недаром, на многих рекламных марках в точности воспроизведены плакаты той или иной фирмы или продукта. Скорее всего, печатать миниатюрные плакаты пришло в голову тем, кто занимался рассылкой корреспонденции. Почему бы не украсить своей рекламой конверт или счёт? Конечно, можно тираж такого конверта заказать в типографии, но почему бы просто не выпустить универсальную марку, которую проще простого наклеить и в журнал, и на документ, и на письмо. Известны случаи, к примеру, когда эти марки клеились на печатную продукцию, где компания разместила свой материал или рекламу. Чтобы люди просто обратили внимание. Высокое качество полиграфии всегда отличало рекламные марки. Они интересны, красочны, информативны. Это не скупые фискальные марки, и не примитив многих благотворительных марок. Начнём, пожалуй, с самой яркой компанией, отметившейся на поприще рекламных марок. Это фабрика ЭЙНЕМ , ныне - Красный Октябрь . ЭЙНЕМ вообще отличался творческим подходом к своей рекламе, известно довольно много видов соответствующей продукции и марки - лишь один из них. Возможно, это было связано с увлечением одного из основателей компании художественной фотографией. Вот, к примеру, наверное, самый частый вид - карточки-вкладыши в коробки с продукцией. Известно довольно много серий таких вкладышей. Впрочем, конкуренты отнюдь не отставали. Вкладыши вообще были распространены в те далёкие годы, хотя и не получили такого развития как в Европе, где до сих пор очень развито увлечение ими. Возможно поэтому ЭЙНЕМ предпринял другой ход - стал выпускать серии марок, которые можно было наклеивать куда угодно. Серии посвящены были самым разным темам - артистам, писателям, технике, загадкам и приметам, образовательным темам. Приведём экземпляры только одной из них. Кстати, несомненен вклад ЭЙНЕМа именно в народное образование. Красивые, яркие карточки и марки, несомненно, интересовали детей всех классов и сословий. Впрочем, на этой ниве творили и другие компании. Вот, к примеру, малоизвестный торговый дом А.Г.Морозов с сыновьями из Барнаула заказал серию марок в Германии с образцами российской архитектуры. Отметим, что, по-видимому, этот торговый дом работал как раз с пособиями для школьников, как явствует из текста этих марок. Кстати, отметим, что конкуренты ЭЙНЕМа тоже не дремали, борьба за покупателя шла весьма серьёзная. В кондитерском деле очень широко была прославлена фирма Товарищество Абрикосов и сыновья , где качество рекламы было поставлена на почти недосягаемую высоту. Между прочим, яркие, привлекательные вкладыши в коробки конфет - одна из изюминок предпринимателей Абрикосовых. А вот, к сожалению, рекламные марки этой компании неизвестны. Очень возможно, что наши коллекции столь красочны именно благодаря битве кондитерских гигантов между собой, хотя следует отметить, что между ними был проведён некоторый раздел сфер влияния. ЭЙНЕМ доминировал в шоколадной продукции и какао, Абрикосовы трудились, в основном, на ниве пастилы и нешоколадных конфет (хотя про шоколад тоже не забывали). Лидерством в мармеладе заведовала, кстати, третья крупная компания - фабрика Ивана Павловича Яни. Впрочем, были ещё десятки и сотни производств кондитерской продукции, которые хоть и напирали на пятки лидерам, но в рекламную битву броситься не решились. Немного отойдём от темы сладостей. Из компаний, имена которых можно часто встретить на рекламных марках, следует выделить производителя резиновых товаров - Треугольник . () Эта компания, конечно, выпустила далеко не так много марок как ЭЙНЕМ , но, всё равно, их почти три десятка. Причём шли эксперименты с дизайном марок, так одна из серий была выполнена довольно в мрачных тонах. В наше время, конечно, такой подход зарезали бы на стадии согласований с заказчиком. Но в те времена на дизайн смотрели куда проще - народ особо избалован не был. С другой стороны для типографий, взявшихся за печатанье марок, всегда был под рукой образчик - рекламные плакаты. Именно поэтому многие марки частных фирм и компаний весьма похожи на миниатюризированные плакаты. А это, в свою очередь, обеспечивало профессиональный дизайн на уровне тех времён и, в целом, приятный вид маркам. Следует помнить, что конкуренция в царской России была всегда острой. На рынке помимо местных компаний присутствовало и большое количество заграничных, которые претендовали на свою долю рынка. Интенсивное развитие экономики, науки и техники в начале 20-го века, внедрение новых технологий дало толчок многим направлениям, как мы сказали бы сейчас, бизнеса. Вот посмотрите - как боролись за образующегося покупателя электрических ламп сразу несколько компаний, одна из которых в этом сегменте работает и до сих пор и довольно известна в России. Заметим, кстати, что в те годы такие лампы часто именовались проволочными. В советское время выпуск рекламных марок отнюдь не прекратился. Эпоха НЭПа и последующие годы отметились немалым числом таких марок. Вот, к примеру, образец печатной продукции кооператива Наш труд , работавшего на ниве производства полуфабрикатов продуктов питания. Однако надо отметить, что полиграфический уровень зачастую не был высок - сказалась убыль профессионалов этой области в годы революционных потрясений. Кстати, кое-кто не утратил навыки и подходы дореволюционных лет. Вот парфюмерная компания ТЖ , к примеру, выпустила целую серию своих красочных марок. Однако закат рекламных марок был уже не за горами. Дело в том, что государство взяло чёткий курс на подавление частного предпринимательства и, как следствие, конкуренции. Ну а если нет конкуренции, то зачем выпускать рекламные марки? В последующие годы, фактически, такую полиграфическую продукцию выпускали только гос.предприятия и внешнеторговые компании для целей воздействия на заграничных партнёров. Вот, к примеру, довольно редкая марка-облатка Рустранзита . А это аналогичная марка Госторга . Однако в истории рекламных марок в советское время все же была одна очень яркая страница. Имеются в виду рекламные марки агентства Связь . Они были выпущены огромными тиражами и предназначались для наклейки на почтовые конверты. Эти марки хорошо известны филателистам и пользуются большой популярностью (есть, к примеру, отдельный каталог на них). Останавливаться отдельно на продукции Связи не будем - эта тема широко освещена в филателистической литературе (скажем, см. издание Почтово-рекламные марки-наклейки А.С. Мраморнова и В.А. Пантюхина. Подводя итог можно сказать, что рекламные марки-постеры - очень интересная и яркая тема в коллекционировании непочтовых марок. Но, вместе с тем, и достаточно трудная. Эти марки редки, многие из них сохранились в единичных экземплярах. Расстаются с ними коллекционеры трудно - слишком привлекательны и красивы рекламные марки. Как результат, ценник редко опускается ниже 10 долларов за штуку. Однако, что было отмечено выше, и слишком дорого за них не платят. Сказывается нехватка, простите за тафтологию, рекламы - мало написано статей, нет отдельного качественного каталога. А без этого, что в наше время, что в дореволюционное - никуда. |
Читайте: |
---|