Марки — градусник инфляции |
Статьи - Инвестиции в почтовые марки |
Редко кто из серьезных финансистов, а уж тем более нумизматов не знаком с филателией. Ведь почтовая марка в ряде случаев помогает им глубже понять особенности денежного обращения в той или иной стране в какой-то период ее истории. Что такое почтовая марка? Филателисты любовно называют ее «визитной карточкой страны», «почтовой миниатюрой» и т. д. А вот с точки зрения финансиста, марка — это кредитный денежный знак, дающий чело веку право на приобретение почтовых услуг. Марки можно купить впрок и использовать по назначению в любое время. Короче говоря, марка — это одноразовая бумажная монета со строго определенным назначением. Пользуясь свойствами марки, государство нередко придавало ей функцию разменной монеты. Впервые это случилось в 1862 — 1865 годах, во время гражданской войны в США. Марки номиналами от 1 до 90 центов были пущены в обращение с правами денежной мелочи. Для придания бумажным монетам износоустойчивости их стали вкладывать в металлические рамки, точнее в своеобразные футляры, на глухую заднюю сторону которых, прикрывавшую клеевой слой, наносилась коммерческая реклама. Опыт оправдался и получил распространение. Вскоре в Уругвае в виде разменной монеты стали циркулировать марки выпуска 1866 года номиналами в 5 и 20 сентаво. Первая мировая война, подорвавшая экономику царской России, привела к исчезновению из обращения серебряной разменной и медной монеты. За первых два года войны население положило в кубышки «до лучших времен» серебряной мелочи на 172 миллиона рублей и медной — на 23 миллиона. Попытки восполнить нехватку мелочи в обращении выпуском металлических монет не дали результата. Тогда в сентябре 1915 года Совет министров принял решение с октября пустить в обращение денежные знаки типа почтовых марок. От обычных они отличались тем, что для повышения прочности были изготовлены на полу картоне, а на их оборотной стороне в рамке помещалась надпись, придававшая маркам права монеты. Пер вый выпуск состоял из марок так называемой «царской серии» номиналами в 10, 15 и 20 копеек. В 1916 году в обращение пустили марки в 1, 2 и 3 копейки. При этом за марками оставалась и их почтовая функция. При желании можно было приклеивать их на конверты и посылать письма. На марках номиналами до 3 копеек под двуглавым орлом помещалась надпись: «Имеет хождение наравне с медной монетой». 10-, 15 - и 20-копеечные марки со провождало уведомление: «Имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой». Временное правительство в 1917 году продолжило выпуск марок-монет, сняв при этом изображения ор лов с оборотной стороны, однако сохранив портреты сиятельных правителей дореволюционной России: Петра I, всех Александров и Николаев. После Октябрьской революции в 1918—1919 годах монеты-марки царского образца продолжало выпускать и Советское правительство. Больше того, на территории России, охваченной гражданской войной, монеты марки выпускала не только центральная власть. Таким методом пытались восполнять нехватку размен ной мелочи на Украине, в Терской советской республике, в других местах. В 1920 — 1922 годах в Германии появились так называемые «капсюльные марки», наделенные свойства ми разменной монеты. Делались они просто. Обычные марки вкладывались в круглые облатки, изготовленные из целлулоида. Задняя клеевая часть марки закрывалась маской, на которой размещали торговую рекламу. Всего филателистам известно около 400 разновидностей немецких капсюльных марок по тексту рекламы на оборотной стороне. Марки-жетоны выпускались во Франции, Италии, Бельгии, Австрии, Норвегии. Интересно переплелись судьбы почтовых марок и монет в Китае. Там в начале прошлого века бронзовая монета достоинством в 1 кэш с квадратным отверстием посередине служила официальным штемпелем гашения в почтовых учреждениях. Знаки почтовой оплаты иногда выступают в роли разменной монеты и в случаях, специально не оговоренных законом. Просто по соглашению сторон — продавца и покупателя. В 1943 году в Ташкенте в булочной продавец выдал мне на сдачу две десятирублевые марки с орденом Суворова и ленточку марок с изображением корабля Витуса Беринга. Писем мне в то время писать было некому, и я пытался отказаться от неудобной сдачи. «Не волнуйся, — успокоил продавец, — я же и возьму эти марки». Действительно, в последующие дни вся сдача ушла без всяких сложностей. Другой случай произошел многие годы спустя, В Мо кве в газетном киоске мне дали сдачу новогодними марками с датой «1983»: мелочи у продавца под рукой не оказалось. Причина попыток государственной власти заме нить металлическую монету бумажной, придав эти функции почтовой марке, понять нетрудно. Металлическая монета в период инфляции быстро выпадает из обращения, а обращать бумажные квадратики в сокровище никто не станет. И выходит, что почтовые марки — чуткий барометр, надежно показывающий давление инфляции на финансовую систему государства, свидетельствующий об ее неустойчивости или стабильности. Зная основы филателии, имея навык работы с ката логами, нумизмат может узнать немало интересного из истории денег. Не отнимая у любознательных читателей права самим заняться исследованиями, расскажу лишь о некоторых интересных фактах. Рассмотрите эти марки внимательнее. Итак, их национальная принадлежность определена словами «Украинская Народная Республика». На лицевой стороне — сложный рисунок, но среди его элементов легко прочитываются символы почты — два скрещенных почтовых рожка. Номиналы 30 и 40 шагов. И тем не менее именно в этом варианте оба знака не почтовые. Это марки-монеты самостийной Украины первых послереволюционных лет. Дата их выпуска — 1919 год. А шаг — счетная денежная единица, в те времена равнявшаяся половине российской копейки. По этому поводу украинцы, щедро наделенные чувством юмора, говорили: «На Украине каждые два шага стоят копейку». Кстати, и само появление гибридов почтовых марок и монет было отмечено остротами, шутка ми, озорными стихами: Раньше булы срибни гроши, Теперь сами марки. Раньше буллы гарни хлопцы, теперь сами шмарки. Думается, чтобы оценить юмор и язвительность частушки, перевода не требуется. Следы инфляции на марках фиксируются и в виде их переоценки. Выпускать новые знаки нерентабельно, и потому в погоне за убегающими вверх ценами предпочитают делать на них соответствующие надпечатки. В августе — сентябре 1921 года в Советской России поступил в продажу первый стандартный выпуск почтовых марок РСФСР. Его номиналы — от 1 рубля до 1000 рублей. В марте — апреле 1922 года, после изменения почтовых тарифов, цена на знаки марки возросла. На еще недавно вышедших в продажу знаках почтовой оплаты пришлось делать надпечатки: «5000 руб.» и «10 000 руб.». В марте того же года вышла марка с номиналом в 22 500 рублей. Не надо даже листать страницы книг по истории, чтобы понять, какую инфляцию в те годы переживала страна. «Кардиограмму денежной аритмии» своей страны зафиксировали не только почтовые марки России. Прекрасную клиническую картину финансового не здоровья демонстрируют и знаки почтовой оплаты Ки тая. Если в 1939 году можно было отправить письмо, наклеив на него марки номиналами от 1 /2 до 50 центов, то 1948 год отмечен выпуском серии марок номинала ми от 20 тысяч до 5 миллионов китайских долларов! И все же рекорд принадлежит не китайской почте. В 1921 году в Германии самый дорогой знак почто вой оплаты вырос в цене до 100 тысяч немецких марок. В 1923 году на марках уже появились надпечатки со словом «миллион». Затем оно уступило место слову «миллиард». 50 миллиардов немецких марок за одну марку почтовую — вот германский рекорд инфляции, порожденный поражением в Первой мировой войне, которую сама же Германия и развязала. Но это не самое высокое европейское достижение. В 1945 году в Венгрии, выбитой из рядов гитлеровских союзников Советской Армией, стали выпускать серию знаков почтовой оплаты достоинством от 12 до 3000 пенго. 1946 год венгерская почта отметила тринадцатью марками, которые продавались по цене от 4000 до 800 000 пенго. В том же году появились еще шесть знаков почтовой оплаты с номиналами от 1 миллиона до 50 миллионов пенго. Затем последовала новая серия — от 100 миллионов до 50 миллиардов. Планка немецкого рекорда была достигнута, а вскоре и преодолена. Когда к миллиардам население привыкло, почта порадовала венгров марками с номиналами 100, 200 и 500 биллионов (или миллиардов). И это не знаменовало прекращение падения пенго! Вскоре появились марки в ценах от 1 триллиона до 500 000 «биллипенгё», то есть 500 000 миллиардов триллионов пенго. Если перевести это привычное для уха название (правда, с ним землянам приходится встречаться толь ко в космических масштабах), то цена последней марки равна 500 квадриллионам пенго! Вот эта сумасшедшая цифра: 500 000 000 000 000 000. Казалось бы, достигнут предел разумного, но не тут-то было! Чтобы угнаться за инфляцией, венгерские финансисты учредили адопенгё — денежную единицу, которая равнялась одному квадриллиону пенге (единице с последующими за ней пятнадцатью нуля ми)! Первая почтовая марка Венгерской почты, номинированная в новых единицах, несла на себе обозначение: «10 тысяч адопенгё». Последнюю из девяти марок серии оснастили номиналом в 5 миллионов адопенгё. В цифрах это должно было выглядеть так: 5 000 000 000 000 000 000 000 Что такое инфляция, испытали на своем опыте и граждане современной России. Можно об этом рас сказывать много и долго, но обратимся к знакам почто вой оплаты. В 1992 году в ходу была марка стандартного выпуска номиналом в 10 копеек. По мере обесценивания рубля цены на почтовые услуги полезли вверх. К кон цу того же года на стандартной марке с изображением Московского университета уже стояла цена 500 рублей. В 1995 году появилась марка с изображением Большого театра номиналом в 5000 рублей. |
Читайте: |
---|