Ценообразование для почтовых марок в филателии |
Статьи - Детали и нюансы филателии |
Как определяется цена на марки в филателии? На ценообразование марки влияет целый ряд факторов: возраст (или как еще называют глубина), редкость экземпляра, сохранность и внешний вид, оформление, подлинность, а также умение преподнести потенциальному покупателю марку или целую коллекцию. Грубо говоря, чем марка необычнее и интереснее, тем она дороже. Что касается коллекций марок, то они поражают своим разнообразием. На какую только тему не выпускают марки: от женской груди до марок с плакатной стилистикой и назидательными подписями, например «Мама! Можете со спокойной душой оставить ребенка в привокзальной комнате» или «Овладевайте навыками, выполняйте нормировку, следите за качеством» и тому подобное. Немного истории, чтобы узнать максимально возможную «глубину» марки. Первая почтовая была произведена в Англии книготорговцем Роулендом Хиллом. Впервые в почтовое обращение марка была введена 6 мая 1840 года, хотя продажи с тиража были начаты уже 1 мая этого года. Первые марки были отпечатаны металлографическим способом черной краской. На них были две надписи «Postage» и «One penny», что означает «почтовый сбор» и стоимость марки соответственно. Именно благодаря этой краске марка в кругу филателистов получила название «Черный пенни». Да, редкие марки и стоят соответственно. Такая редкость марки, а, следовательно, и высокая стоимость её, часто становилась результатом различных ошибок, допускаемых в процессе изготовления. История знает одну марку, которая была выпущена в 1847 году на острове Маврикий. На ней была допущена ошибка: вместо требуемой надписи «Post Paid» было отпечатано «Post Office». Тираж с таким браком был не большой, и на сегодняшний день известно только о 28 марок. Но интересно другое: стоимость одной марки с этим браком порой доходит до 20 000 000 долларов. Другая бракованная марка появилась в 1855 году в Швеции. Она должна была быть зеленого цвета, но печатник ошибся и несколько листов прогнал желтой краской. На аукционе в 1996 году одна из этих шведских марок, или как её еще называют «Желтый трескиллинг», была приобретена за 2 300 000 долларов. Иногда редкость марки определяет очень плохая бумага, узнав о которой, резко останавливают тираж. Был случай с одной маркой СССР, которую собирались выпустить специально к 40-летию отечественного цирка «Голубая Гимнастика». Партия была напечатана, но в почтовый оборот так и не была запущена, поскольку возникли разногласия относительно даты основания: 1920-1921 или 1934 год. Тираж был полностью уничтожен, но некоторые экземпляры с браком удалось спасти. Сейчас они есть только у небольшого числа филателистов. В 2008 году одна из таких марок ушла с молотка за 13 800 000 тысяч долларов. На цену марки для филателии (покупка и продажа) также влияет то, гашеная она или нет. Естественное гашение марок выполняется при прохождении конверта через почту, когда ставится соответствующий штемпельный оттиск. Однако, раньше, в киосках «Союзпечать» марки продавались гашенными. Делалось это специально, чтобы удешевить марку, и её нельзя было бы наклеить на конверт. И все это для широкого круга филателистов. В филателии марки СССР, Кубы, Монголии (и других стран соцлагеря) очень почти всегда встречаются гашеные. |