СМИ как окно в мир филателии. Заметки участника международного конгресса в Берлине |
Статьи - Общества филателистов |
Одна из крупнейших планетарных организаций, существующих в поддержку людей, увлеченных марками, - Интернациональная ассоциация филателистических журналистов (AIJP). 15 ноября она собралась в Германии на свой очередной конгресс. Местом проведения впервые стал Берлин. Приуроченный к большой международной филателистической ярмарке, по сути - торговой бирже или салону, он проходил в просторном Конгресс-Центре на территории аэропорта Темпельгоф, который, кстати, отмечал как один из старейших в Европе свое 80-летие. …Еще на заре прошлого века коллекционеры разных стран стали понимать, что без своей специализированной прессы - журналов, газет, отраслевых бюллетеней, ориентированных по конкретным направлениям собирательства, филателия не сможет развиваться. Так же, как и без книг и каталогов. И теперь самое распространенное хобби привычно опирается на эту многоязыкую базу. Впрочем, для наиболее продвинутых особей существуют и почтовые музеи, и всяческие фонды, и целые филателистические библиотеки. В Германии их даже две. Первая попытка объединить усилия филателистических журналистов в Европе привела в 1927 г. к созданию организации под названием Международная федерация филателистической прессы . Но во Вторую мировую войну она распалась. Лишь в 1962 г. собравшиеся в Праге на учредительный конгресс представители прессы из 14 стран образовали Интернациональную ассоциацию филателистических журналистов. Ныне в ней объединилось более 400 членов со всех пяти континентов. Для них издается бюллетень на английском, французском и немецком языках. Ассоциация использует свой авторитет для поддержки реноме своих членов в почтовых ведомствах, влияет на включение литературного класса в регламент всемирных выставок. Особое внимание AIJP уделяет борьбе за доброе имя филателии, разоблачению спекуляции и появляющихся на рынке фальшивок. Она также противостоит нелегальному выпуску марок несуществующими или непризнанными Всемирным почтовым союзом территориями. Публицистика, оперативная информация - вот орудия этой борьбы. Велик ли вклад России? На сегодня у нас насчитывается лишь 8 членов ассоциации, представлены в ней пока только столичные филателисты. Среди них - экс-президент Союза филателистов России, профессор МГУ Александр Илюшин, руководитель московского союза Анатолий Девятин, известные филателисты Всеволод Притула, Андрей Стрыгин. Автору этих строк довелось на берлинском конгрессе представить президиуму еще одну кандидатуру - автора исследований на материале своей выдающейся коллекции ( золото на всемирных вернисажах!) Арнольда Рысся. Первое за долгое время подкрепление из России… Но вернемся к конгрессу. Заседания вел генеральный секретарь AIJP г-н Эдгар Хаберер (Германия). Одной из тем явились последствия перехода на единую европейскую валюту. Но главным в повестке дня явилось обновление руководства ассоциации. Новым президентом избран Мариан Щвемин (Польша); его предшественник Отто Хорнунг (Англия), ушедший в отставку, стал почетным президентом. Объявлено решение провести следующий конгресс в 2005 году в Брно (Чехия). Как обстоят дела с массовой филателистической прессой на европейском поле ? Образцом признают Германию как одну из стран, где никогда не ощущалось дефицита специализированных СМИ. Присматриваясь к местной периодике для собирателей, видишь, что действительно есть из чего выбирать… Здоровая конкуренция налицо - и выживают все. А как здесь борются за читателя! Спускаюсь с верхнего этажа огромного Конгресс-Центра вниз, в необъятные владения биржи (салона), где от обилия лотков дилеров, от представительств торговых фирм и аукционных домов центральноевропейских стран буквально рябит в глазах… Вот он, современный филателистический рынок, во всем своем великолепии! Разочаровывает только, что на этом празднике Россия отсутствовала. Но было со своими выпусками почтовое ведомство Беларуси, стенд которого осаждали посетители. Побродив между рядами лотков и стендами представительств и удовлетворив свои запросы, можно, наконец, потоптаться и у столов с рекламой немецких, австрийских, швейцарских, скандинавских и прочих филателистических журналов и издательств. Можно даже воспользоваться расчетливой щедростью хозяев некоторых журналов. Вам предлагают заполнить простейшую анкету, чтобы оформить бесплатную пересылку на ваш личный адрес - будь он хоть московский! - нескольких номеров. Просто для пробы . А там смотрите… Особенно инициативны девушки, представляющие популярный немецкий ежемесячник Briefmarken Spiegel . Вот так прививается вкус к доброму филателистическому чтиву! Хочется в заключение отметить следующее - опять же возвращаясь к международному конгрессу Ассоциации филателистической журналистики. Не впервые довелось участвовать в подобном сборе, но лишь с трудом вспоминаю: а когда же встречался на них с соотечественниками? Тернистая дорожка? Или статус самой организации, как и права ее членов, не имеют еще в глазах нашего родного почтового ведомства никакого веса? Но тогда кому, ежели не журналисту, профессионально освещающему проблемы отрасли или жизнь коллекционеров - этих самых стабильных потребителей почтовых выпусков, - положен, скажем, необходимый доступ к информации? Впрочем, отсутствие разорительной привилегии, вероятно, и есть одна из наших наследственных национальных особенностей. |